20.01.2008 | 13:32

Праздник Крещения Господня

19 января православные всего мира отметили праздник Крещения Господня или Богоявления. Знаменательное его значение было признано еще первыми христианами, а описания Крещения евангелистами Матфеем и Марком приобрели такую популярность, что с третьего века это событие стали изображать на стенах катакомб и саркофагов в Риме. В западноевропейской школе живописи сюжет Крещения Господня также - один из самых любимых. А какова русская традиция? Съемочная группа "Новостей культуры"
ответ искала в Третьяковской галерее.

Сюжет одного из великих христианских таинств никогда не появился бы на полотнах светских живописцев, если бы не иконописная традиция. На русских иконах Крещение изображали, начиная с XVвека. В коллекции древнерусской живописи Третьяковской галереи, весьма обширной, есть только два канонических образа этого события.

Надежда Бекенева, зав.отделом древнерусской живописи Третьяковской галереи: "Изображается Христос, он стоит на фоне вод реки Иордан, он стоит как в купели в этих водах, и Иоанн Креститель его крестит. Это праздник всех христиан, а крещение мое и крещение ваше – это только наше личное дело, это праздник только одного человека и его родителей, а Господне крещение – великий праздник".

То, что мы можем видеть на иконе, событие вселенского масштаба. То, что видим на картине, обычно считается не таким значительным. Приблизиться к вселенскости происходящего пытался Александр Иванов, художник, посвятивший около двадцати лет созданию полотна, теперь знакомого почти каждому ребенку. И хотя эта картина – одна из самых часто упоминаемых в связи с этим праздником, собственно крещения на ней не изображено, скорее, согласно названию, само Явление бога человечеству "на историческом перепутье". Это полотно - главное дело жизни Александра Иванова, прославилось гораздо больше, чем, например, картина, представленная здесь, также посвященная крещению.

Светлана Усачева, зав.отделом живописи XVIII-XIX веков Третьяковской галереи: "Иван Филиппович Туполев – это художник XVIII столетия, и в наших фондах хранится его картина "Крестины", вот на ней как раз изображено событие, которое можно назвать бытовым, да и картину саму можно отнести к бытовому жанру. Сюжет очень важен для крестьянского мира и для каждой крестьянской семьи, поэтому художник с большим почтением и серьезностью относиться к содержанию произведения".

И какая бы традиция не была нам ближе – духовная или светская, смысл праздника остается прежним – это очищение и причастность к таинству этого события.