20.01.2008 | 15:27

К 125-ти–летию со дня рождения Павла Филонова

"Смутьян холста" и "очевидец незримого" - Павел Филонов - художник, поэт, теоретик, бунтарь. Его признавали самой парадоксальной фигурой в истории русского искусства начала прошлого века. Число его учеников заметно превосходило количество желающих учиться у Малевича и Петрова-Водкина. И, тем не менее, он остается самым загадочным художником новейшего искусства. В чем тайна его полотен? В аллегорических сюжетах? В искрящейся пестроте живописи? Накануне 125-ти –летия со дня рождения Павла Филонова – над его картинами размышлял корреспондент "Новостей культуры".

Он создавал "аналитическое искусство", но при жизни у него не было ни одной персональной выставки. Он рисовал так, что даже искусствоведы Русского музея не могли толком понять его живопись. Он был фанатично предан искусству и отрывался от холста только в крайнем случае – тогда, когда приходили его ученики или возникала необходимость в публичном выступлении. Он не брал платы за уроки. Не продавал свои картины. Сверхзадачей искусства считал "преображение жизни" и был настоящим большевиком – свято верил в победу революции не только социальную, но и духовную – с помощью искусства.

Павел Филонов - один из самых труднопонимаемых и труднодоступных художников русского авангарда. Уж очень много в его творчестве сконцентрировано идей, и эти идеи настолько сложны, что в них до сих пор мало кто разобрался. Он создавал удивительные образы на гигантских холстах с помощью маленькой кисточки и учил своих последователей отказываться от стереотипов восприятия и приемов классической школы. Сам Филонов образование получил в живописно-малярной мастерской, был вольным слушателем академии художеств (куда его в свое время не приняли), и впервые свои работы показал в 1910 году – на выставке Союза молодежи в Санкт-Петербурге. Участвовал в выставках авангардистов, оформлял футуристический спектакль "Владимир Маяковский" и дружил с Велимиром Хлебниковым – ведь словотворчество властелина мира так похоже на то, что создавал на холстах Филонов, да и в их судьбах можно найти много параллелей.

Форма и цвет – вот основа его аналитической школы. И еще - умение увидеть объект так, будто чувствуешь его внутреннюю жизнь – например, как под корой дерева текут соки земли. Таким видением обладал сам Филонов, "очевидец незримого", завещавший все свои картины "пролетариату Петрограда", погибший в самом начале войны, во время блокады от голода.