21.01.2008 | 11:10

Театр имени Камала. Гастроли завершились

В Москве завершились гастроли Татарского академического театра имени Галиасгара Камала. За сто лет существования театра там ставили всю мировую классику – от Шекспира до Островского. В столице, на сцене Малого театра, артисты прославленной труппы представили девять спектаклей. На этот раз акцент был сделан на национальной классике. Театр еще раз доказал, что в Москве у него есть свой постоянный и преданный зритель. Рассказывают "Новости культуры".

Гастроли национального театра для татарской диаспоры – это повод вспомнить о своем происхождении. Самыми популярными спектаклями в гастрольной афише стали те постановки, которые они смотрели еще в детстве. Музыкальный спектакль "Голубая шаль" в репертуаре Театра имени Камала идет с 1926 года. "Был такой шквал народа, начали апплодировать уже на увертюре. Знают наизусть каждую арию", – замечает главный режиссер театра Фарид Бикчантаев.

Постановку "Голубая шаль" и дружную труппу Фарид Бикчантаев унаследовал от своего учителя Марселя Салимжанова. Новый главный режиссер Театра имени Камала значительно обновил традицию национальной музыкальной драмы, поставив "Черную бурку" – мюзикл, отчасти напоминающий рок-оперу. Народная песня в роковой интерпретации, с которой герои должны дойти до "Евровидения", – вот основной сюжет другого спектакля в постановке Бикчантаева под названием "GO! Баламишкин". "Когда дело касается национального театра, все думают, что речь – о традиции, почти музей. Это совсем не так", – утверждает Фарид Бикчантаев.

Современные пьесы на татарском языке в репертуаре театра – вот главное доказательство жизнеспособности национальной театральной культуры и самого татарского языка. Уже четвертый год театр проводит конкурс на новые пьесы. Пьесы-победители появляются в репертуаре. На основе одной из таких пьес был поставлен трагифарсовый спектакль "Одержимый", рассказывающий о сумасшедшем носителе коммунистической идеи. Живая реакция зала говорит о том, что тема советского прошлого интересует зрителя Театра Камала не меньше, чем национальная классика.

Зрители говорят:
– Родной театр, слышишь родной язык;
– Должен ходить, потому что я татарин;
– Мы заимствуем достижения "камальцев", ставим те же спектакли.


Последний спектакль гастролей Театра имени Камала был посвящен не национальной идентичности, а профессиональной. "Гульджамал" – о тех, кто век назад сыграл в Казани первый спектакль на татарском языке. Слова "артистка" и "труппа" заимствованы из русского языка без изменений.

Все материалы по теме>>>