21.01.2008 | 19:33

"Тристан и Изольда – оркестровые страсти". Сокращенная версия

Сюрпризы "Крещенской недели" в "Новой Опере". В Москве прозвучала одна из самых ожидаемых фестивальных премьер этого года – "Тристан и Изольда – оркестровые страсти". С легкой руки Хенко де Влиегера партитура Вагнеровской оперы "Тристан и Изольда" теперь представляет всего несколько страниц нотного текста. Известный голландский аранжировщик сократил ее в четыре раза. О том, как теперь звучит одно из самых масштабных произведений в истории музыки, рассказывают "Новости культуры".

Глядя на несколько страничек нотного текста, сложно поверить, что это одно из самых масштабных произведений в истории музыки – "Тристан и Изольда". Исполнение четырехчасовой оперы – это поистине титанический труд и для оркестрантов, и для дирижера, и для солистов. Первый исполнитель партии Тристана сорвал голос и не смог петь премьеру, а оркестр Венской оперы вообще отказался играть это произведение после ста репетиций. В этой связи для Эри Класа российская премьера оркестровой фантазии Хенка де Влиегера на темы "Тристана и Изольды" стала даже не репетицией, а тренировкой перед тем как взяться за другое произведение Вагнера – уже в оригинальном виде. "Новая Опера" планирует поставить "Лоэнгрина". "Это такая подготовка. Мы входим в эту музыку потихоньку, и "Лоэнгрин", как мне сказали, не шел в Москве с 1933 года", – замечает Эри Клас.

Голландский композитор Хенк де Влиегер прославился своими компиляциями опер Рихарда Вагнера. На его счету переработка и сокращение "Парсифаля", "Кольца Нибелунгов" и "Мейстерзингера". Собственно, работа Хенка де Влиегера заключалась в выдергивании из контекста оперы отдельных музыкальных эпизодов и составление их в новое связное повествование. Популярные симфонические фрагменты, связки между ними, написанные в вагнеровском духе, – и "Тристан и Изольда" звучит уже не четыре часа, а всего лишь шестьдесят минут.

К музыке оперы Хенк де Влиегер отнесся с пиететом истинного вагнерианца. Оригинальный нотный текст претерпел минимум редакторских правок. "Сумел правильно соединить все эти важные куски. Там есть своя драматургия. Я удивляюсь тому, что нигде не чувствуется, что здесь какие-то швы или что это не оттуда", – добавляет Эри Клас.

Поставить оперу Вагнера под силу далеко не каждому театру. Поэтому чаще всего эта музыка звучит в виде отдельных симфонических номеров или арий солистов. Хенк де Влиегер нашел еще один путь. Правда, сам композитор признает, что такие компиляции никогда не смогут заменить вагнеровский репертуар в оригинальном виде.

Читайте также:
Фантазии на тему Вагнера