11.05.2012 | 19:47

Саксофонист Нобуя Сугава провел в Москве мастер-класс

Всемирно известный саксофонист Нобуя Сугава впервые в России. В рамках празднования 125-летия знаменитого бренда Yamaha он дает сегодня сольный концерт в Москве. Для российских духовиков визит Сугавы – грандиозное событие. Ведь по записям японского саксофониста учатся в музыкальных школах. За несколько часов до выступления музыкант ответил на вопросы студентов и учеников. Он провел мастер-класс в Центральной музыкальной школе при столичной Консерватории. Рассказывают «Новости культуры».

Покрытый золотым лаком, на пьедестале из рояля, красуется мечта многих, кто пришел сегодня на мастер-класс. Высшей профессиональной пробы саксофон Yamaha 875 EX. Нобуя Сугава с таким не расстается уже 20 лет, осторожно достает из чехла, пробует звук.

Жена – пианистка Коянаги Минако – тоже волнуется. В России они впервые, нашего зрителя не знают, но она уже выучила поразившее ее русское слово – «пирожки». 

Зал взрывается, едва только появляется Нобуя Сугава. Как он будет вести мастер-класс, еще никто не знает, но вопросы на всякий случай приготовили все.

«Как должна стоять рука правильно? Как должен извлекаться звук, зажиматься трость? Такие вот вопросы у меня к нему будут», – признается учащийся специальной музыкальной школы имени Гнесиных Матвей Шерлинг.

Обладатель «золотого Щелкунчика», победитель конкурса в 2010 году, Матвей Шерлинг намерен играть сонату Баха, которая вообще-то написана для скрипки. Но с первых же звуков на своем саксофоне он, кажется, покоряет мировую легенду. Когда на сцену выходит Антон Скиба, маэстро Сугава удивляется еще больше.

Скиба делает смелый ход – играет «Пушистую птицу». Японский композитор ісимацу Такаси эту сонату посвятил самому Нобуе Сугаве. Первое, что потом скажет ему маэстро, – расслабиться, расправить плечи. Даже покажет сам. Тогда-то и станет понятно, почему Такаси называет его птицей. Когда мастер возьмет инструмент, зал замрет – любимый саксофон Сугавы подарит звук, не похожий ни на что другое. 

«Очень много сейчас саксофонистов. И если закрыть их ширмой, то мы просто не сможем их идентифицировать – звук одиноаковвый. А что касается господина Сугавы, звук своеобразный», – отмечает выпускник Академии имени Гнесиных Никита Зимин.

Поступивший в этом году в Парижскую консерваторию, для мастер-класса он выбрал произведение выпускника этой консерватории века XIX – Вариации на тему венецианского карнавала Поля Женена. Красивое вступление, сильная средняя часть – эмоциональное, яркое сочинение. Нобуя Сугава не выдерживает. Сначала улыбается, потом аплодирует и, наконец, сам подхватывает. Потом он покажет, как тренировать слух, и даст совет молодым саксофонистам.

«Прежде всего, я бы посоветовал найти очень красивую мелодию, которая очень нравится. Дальше очень важно играть на саксофоне не тихо и не громко. Ну и, конечно, сам инстурмент. Я вот свой выбрал уже давно и люблю его за тембр, который похож на тембр человеческого голоса», – говорит он.

С российскими музыкантами Нобуя Сугава провел почти два часа. Раскрыл все свои секреты: не просто играть, а будто петь на саксофоне. Потом и сам спел, станцевал, обьяснялся жестами, пока, наконец, не признался – за мастер-класс выучил новые русские слова.