23.01.2008 | 13:09

Королева экрана шестидесятых Жанна Моро

В фильмографии Жанны Моро почти полторы сотни фильмов, и большая их часть – это картины великих режиссеров. Моро работала с Годаром и Трюффо, Бунюэлем и Антониони. Сегодня легендарной французской актрисе исполняется 80 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Одной из самых известных актрис Франции Жанна Моро стала после выхода на экраны картин Луи Маля "Лифт на эшафот" и "Любовники". Публика не знала, что после кинопроб операторы просили режиссера "не портить Жанне карьеру". Ведь она была совершенно не фотогенична. Пришлось наложить много грима и сделать дополнительное освещение. Но тонкий вкус и природный ум актрисы оказались ценнее красоты. "Помните, был фильм "Вива, Мария", когда играло сразу две звезды из разных опер, – это все равно что соединить имение и наводнение. Жанна с большим юмором рассказывала: "Эту девушку тревожило, чтоб ее имя написали крупнее или выше, чем мое"", – говорит директор архитектурного музея имени Щусева, друг Жанны Моро Давид Саркисян. Жанну такие мелочи не интересовали, да и конкуренции у нее не было.

Если, по мнению критиков, Бриджит Бардо символизировала чувственность, Катрин Денев – элегантность, то ее называли идеалом интеллектуальной женственности. После успеха картин Маля в Венеции актриса снималась у Антониони в фильме "Ночь" и у Бунюэля в "Дневнике горничной". Она – королева экрана шестидесятых. Все время ей помогал ее театральный опыт. Двенадцать лет Жанна Моро блистала на сцене "Комеди Франсез", а затем играла в Парижском народном театре. Система Станиславского для нее стала фундаментом, к которому актриса относится очень бережно.

На XXVII Московском кинофестивале Жанна Моро была почетным гостем, она получила приз Станиславского. Это был уже не первый ее визит в Россию. В 1989 году она снималась у режиссера Рустама Хамдамова в фильме "Анна Карамазофф". Сценарий картины случайно попал в руки актрисы. "Она прочитала и сказала: "Это гений, я хочу у него сниматься!"", – продолжает Давид Саркисян. На вторую половину фильма не хватило пленки. Давид Саркисян, который тогда был вторым режиссером картины, рассказывает, как Жанну Моро, которую считали со-продюсером фильма, попросили купить пленку. "Ей пришлось купить пленку, но поскольку как актриса она не могла купить пленку, она обратилась к Сержу Зильберману, который сделал все фильмы Бунюэля. Она сказала: "Не хочешь ли ты купить пленку. Я отдам тебе все свое продюсерство". Что он и сделал", – вспоминает Давид Саркисян.

Картину "Анна Карамазофф" в России так до сих пор и не показали. На "Мосфильме" не осталось негатива, он оказался во Франции. Фильм, состоящий из сплошных цитат и культурных реминисценций, не получил ожидаемой "Пальмовой ветви" Каннского фестиваля 1991 года. Сегодня фильм хранится на киностудии "Клер", в залах которого его можно посмотреть в оригинальном варианте. В свои 80 лет актриса продолжает работу в театре и кино. Однако чаще всего ее можно увидеть в жюри самых крупных кинофестивалей, лавры которых когда-то принесли ей необыкновенную популярность.