24.01.2008 | 13:22

О пополнениях в коллекции Пушкинского музея

Ежегодно Музей изобразительных искусств имени Пушкина знакомит зрителей с новыми поступлениями. Прежде, чем их увидит публика, многие из них проходят реставрацию, а иногда и атрибуцию. В 2007 году коллекция музея пополнилась уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Шпалера первой трети XVII века, эпохи Людовика XIII, оказалась в центре экспозиции новых поступлений. О том, как она выглядела до реставрации, знают лишь специалисты. Похоже, что ее бывшие владельцы даже не представляли, какое сокровище у них хранится. Однажды, чтобы избавится от пыли, они решили почистить шпалеру с редкой вышивкой на снегу. После такой освежающей процедуры она рассыпалась на драгоценные клочья из шелка, бархата и серебряных нитей. "Немногие музеи могут похвастаться такими произведениями. Было очевидно, что ее надо покупать. Но смотреть на нее было страшно. Аппликации были посечены, разорваны, висели маленькими клочьями", – рассказывает хранитель декоративно-прикладного искусства Пушкинского музея Елена Пильник.

Кроме реставрации, нужно было выяснить происхождения шпалеры. Для этого обратились к зарубежным экспертам по декоративно-прикладному искусству. Ткань, технология производства, определенные сюжеты – все говорило о французском происхождении шпалеры. Нечто похожее удалось обнаружить в Музее ткани в Лионе. "Оказалось, за несколько лет до этого специалисты по старым французским тканям проводили реставрацию трех предметов, явно происходящих из этой серии. Эти вещи ушли в антиквариат, а позапрошлой осенью две вещи перепроданы в Лондоне на "Сотбис" и попали к частным лицам", – продолжает Елена Пильник.

Также в экспозиции представлена уникальная стеклянная ваза с изображением ворона. По стилистике она напоминает японскую, хотя была изготовлена во Франции, на знаменитой фирме, которая специализировалась на предметах роскоши. Две фигурки из резного ореха и слоновой кости были созданы в Германии в середине XVIII века. Подобные статуэтки были модным украшением гостиных и кабинетов и напоминали о бренности бытия. Пока имя мастера точно не известно, но специалисты предполагают, что их сделал знаменитый тирольский мастер Зиман Трогера. "Глаза стекляные. Они удивляют тончайшей проработкой деталей, очевиден натурализм. Тонкая изящная работа и довольно низменные персонажи", – замечает Елена.

В прошлом году Музей приобрел бюст известного художника и искусствоведа Тихомирова, сделанный знаменитым венгерским скульптором Штробла. Коллекция пополнилась также "Натюрмортом с виноградом" кисти Джузеппе Виченциано. Это первое подлинное произведение мастера, которое пополнит собрание итальянской живописи.