24.01.2008 | 15:09

Вопреки эпохе

Живопись Надежды Удальцовой и Александра Древина едва ли можно отнести к тому или иному сформированному направлению в искусстве. В молодости оба тяготели к революционным формам русского авангарда, но потом оба вернулись к фигуративному искусству. На выставке, которая открылась в столичной галерее "Дом Нащокина", представлены именно фигуративные работы двух самобытных мастеров искусства двадцатого века. Они оба стали жертвами тяжелого времени, в которое им случилось жить, однако каждый сумел далеко опередить это время в своем искусстве. Рассказывают "Новости культуры".

Огонь и лед, взрывной темперамент и невозмутимое спокойствие – этими качествами обладали Александр Древин и Надежда Удальцова. Они дополняли друг друга так, что даже специалисты не всегда могут различить их работы. Затруднения возникли еще и потому, что когда в 1938 году Александра Древина посадили в тюрьму, обвинив его в формализме, Надежда Удальцова, чтобы спасти работы мужа от уничтожения, подписала их своим именем. Кроме того, Александр Древин отказывался писать картины на заказ. Однажды Латышский культурный центр "Прометей" предложил художнику написать групповой портрет латышских коммунистов. "Ему это не удавалось. И на каждых встречах изостудии, он оправдывался: "Не получается у меня". В конечном счете, он попросил, чтобы ему дали другую тему, и он готов был выполнить пейзаж", – рассказывает научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Зелюкина.

Независимо от обстоятельств Александр Древин не шел на компромисс. "Алексадр Древин был очень ровным художником, который понимал, что времени у него отпущено мало. Его вещи – это серьезные произведения искусства. Проходных вещей не было", – обращает внимание галерист Наталья Рюрикова. В 30-е годы Александр Древин и Надежда Удальцова существовали "вопреки эпохе". Они по-прежнему писали пейзажи и портреты близких людей, и все-таки, время давало о себе знать. После командировки в Армению у Надежды Удальцовой появилась одна работа. "Эта картина компромиссная. Это митинг в Армении, и мне кажется, что этой картиной давали понять, что поддерживают и что происходит в стране", – замечает Наталья Рюрикова.

О том, что Александра Древина расстреляли в 1938 году, Надежда Удальцова не знала до конца жизни. Она была женой врага народа и продолжала хранить его картины. Теперь работы Александра Древина и Надежды Удальцовой соединились вновь в едином выставочном пространстве.