24.01.2008 | 19:40

"Postcardexpo" представляет...

В Центральном Доме художника во второй раз проходит выставка "Postcardexpo". Организаторы решили не ограничиваться открыткой, а представить все возможные раритеты на бумажных носителях. Теперь галереи, музеи, коммерческие фирмы показывают коллекции этикеток, марок и даже ценных бумаг. Рассказывают "Новости культуры".

В этом году "Postcardexpo" делает акцент на хорошо известных, но редко экспонируемых образцах. Подборку продукции Гознака можно увидеть нечасто, тем более произведения его художников, которые сегодня почти забыты. Лидия Федоровна Майорова в 1943 году окончила ремесленное училище при Гознаке и всю жизнь проработала там художником-гравером. Две гравюры Лидии Федоровны знакомы всем жителям бывшего Советского Союза. Барельеф Ленина и Спасская башня. Для новых купюр в пять и десять рублей их отобрал Никита Хрущев в 1961 году. "Он предложил барельеф Ленина и Сталина, которые были в запасе, и мне пришлось заново делать, так как формат изменился", – рассказывает Лидия Майорова. Сегодня трудоемкую гравюру на деньгах заменил компьютер.

Коллекционированием все активнее занимаются крупные корпорации. В одном из собраний представлены ценные бумаги Бакинского нефтяного общества, которое впервые в мире стало контролировать весь цикл – от добычи до продажи; а также Товарищества нефтяного производства братьев Нобель, учредителем которого был сам Альфред Нобель. Оказалось, нефтяная тематика была популярна и среди населения. "Интересное наблюдение мы сделали, когда изучали сюжеты открыток. Более чем на половине изображены пожары. Профессия нефтяника всегда была опасна, тогда – особенно. Нефть переливали прямо под открытым небом", – замечает директор музея Сергей Сергеев.

В другой корпоративной коллекции открыток представлена семидесятилетняя история спорта. "Дореволюционная открытка была бытовая, просто как фотография. После революции открытка стала идеологическим оружием. С одной стороны, это накладывало тяжелый отпечаток, с другой стороны, она стала более художественной. Делали только хорошие художники", – говорит коллекционер, руководитель архитектурной мастерской Сергей Ткаченко.

Музей фабрики "Красный Октябрь" показывает постеры, изготовленные с открыток 1908 года. Тогда хозяин объявил среди художников конкурс на тему "Москва в будущем". Он был некоммерческим. "В 1910-х годах товарищество Эйнем занимало первое место в России. В такой рекламе не нуждалось. Она могла просто выпустить такую серию открыток", – обращает внимание главный хранитель Музея кондитерского искусства Анна Багулина. Тем не менее, рекламного искуса избежать не удалось. На обороте открытки "Лубянская площадь" есть надпись, которая гласит: "В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летящий в Тулу, с запасом шоколада для разных магазинов".