28.01.2008 | 23:41

Николай Коляда на "Худсовете"

По материалам программы от 28 января 2008 года. В гостях у вечернего выпуска программы "Новости культуры" был режиссер, драматург Николай Коляда.

"Коляда-театру" на самом деле – всего шесть лет, по театральным меркам – возраст младенческий, однако по уровню популярности этот нестоличный коллектив совсем не уступает более взрослым труппам. Напротив, "Коляда-театр" принадлежит к тем немногим представителям театральной России, которых, действительно, знают и любят далеко за пределами родного края. Возможно, секрет этого быстро сложившегося успеха – в личности основателя и руководителя театра, Николая Коляды. Известный современный драматург, он прекрасно знает конъюнктуру современной сцены и очень точно расставляет акценты в репертуаре. Конечно же, в "Коляда-театре" играют не только пьесы Николая Коляды. В афише – немало классических пьес, например, Шекспира и Гоголя. Именно эти спектакли, "Гамлет", а также "Женитьба" и "Ревизор" привезены в этот раз в Москву, а драматургия основателя театра представлена работами "Букет" и "Курица".

- Почему вы в этот раз так сформировали афишу – действительно, у вас три классических произведения и два – современных. И вообще, насколько вы не боитесь, скажем так, привозить сюда работы, произведения, которые уже показывали в Москве?

- Поскольку мы третий раз приехали в Москву, то, так оказалось, что у нас тут много друзей, наших почитателей. И все последние премьеры прошлого года, прошлого сезона – это "Курица", "Гамлет", "Женитьба" - мы решили показать нашим друзьям здесь в Москве. И, слава Богу, не ошиблись, потому что у нас всегда полные залы. "Ревизор" и "Букет" мы уже показывали здесь, но как-то нас попросили: "Ну, привезите еще!" Потому что все не попали в прошлый раз. Вот так сформирована афиша. Но вместе с тем, там немножко такая провокация есть – разозлить кого-нибудь, потому что Коляда опять провоцирует всех – ставит опять свои пьесы рядом с Шекспиром и Гоголем, пусть немножко почешут языки, это же нормально.

- Это нормальная ситуация, когда в репертуаре есть современные авторы и рядом Шекспир. Это обычный баланс.

- Тем более, что главная задача моего театра – это популяризация, пиар, продвижение современной уральской драматургии. В афише моего театра – не только Гоголь, Шекспир, Коляда, но есть еще и пьесы моих учеников, а их много.

- А сам опыт частых гастролей – из шести лет существования вы три года и, надеюсь, что и дальше, будете каждый год приезжать в Москву, - наверное, уже что-то продемонстрировал, может быть, это ноу-хау, потому что считается, что когда интерес столичной публики на новенькое угасает, иногда пропадает и в принципе интерес к гастролям, получается, что это не так?

- Мы ездили, ездим и будем приезжать сюда в Москву, потому что хотим мы того или нет, но ведь это же известная истина – лицом к лицу лица не увидать, большое видется на расстоянии – и, если мы, даст Бог, пройдем здесь в Москве хорошо, будут хорошие рецензии, хорошие отзывы, к нам будут иначе относиться в Екатеринбурге.

- А какие новости из "Коляда-театра" сейчас, сегодня, все-таки год вы не были. Как пополнилась труппа?

- У нас остались все "старички", все по-прежнему, мы репетируем новый спектакль, я репетирую "Короля Лира" ни много ни мало, опять Шекспир.

- Кто будет играть?

- Я сам в главной роли.

- Это первый случай, когда вы в своем театре решили выйти на сцену?

- Я в спектакле "Гамлет" играю тень отца Гамлета. Но это небольшая, маленькая роль. Тут немножко слов побольше, конечно.

- Чем вы это решение объясняете?

- Тут много всяких причин. Во-первых, мне хочется. Если хочется, жизнь короткая, почему бы не обрадовать себя, почему бы не сделать это. Я хочу немножко спровоцировать публику, чтобы все пришли и сказали: "Ну, как это он может пойти на сцену, он же не актер, почему он выходит в главной роли?"

- Удачного вам дебюта, в следующий раз вас можно будет представить уже как режиссера, драматурга, актера, я надеюсь, что "Короля Лира" вы в Москву привезете, но все-таки, возвращаясь к вашей первой основной профессии – драматург, какая связь между тем, что вам хочется писать, и влиянием на ваше драматургическое творчество не только процессов жизни вообще, а всего, что происходит в вашем театре?

- Во-первых, я несколько пьес написал специально для своих актеров. Прежде всего, детские сказки, и никто даже не знает наверняка, я написал восемь детских сказок, последняя была "Морозко". И специально там было распределено, что было пять актеров, хотя обычно я не пишу по заказу, за исключением, может быть, последнего случая, когда я рассказал сюжет пьесы "Старая зайчиха" Галине Борисовне Волчек по телефону, она посмеялась, сказала: "Ну, напиши, пришли мне пьесу". Я написал пьесу, сейчас этот спектакль под названием "Заяц. Love Story" с участием великих, грандиозных актеров с огромным успехом идет в театре "Современник". Пишу я сейчас достаточно мало, честно сказать, вот только, если что-то нужно для театра, или попросят хорошие люди. А Волчек – хороший человек.