29.01.2008 | 12:25

Возрожденная живопись Николая Мамонтова

Живописца Николая Мамонтова называют самым загадочным представителем знаменитого объединения сибирских художников "Червонная тройка". В последние годы многое тайное из жизни и творчества Мамонтова стало явным – благодаря специалистам Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля. Рассказывают "Новости культуры".

Искусствовед Ирина Девятьярова более десяти лет работала в архивах только для того, чтобы об этом художнике узнала вся Россия. Омский футурист Ник Мамонтов был одним из организаторов знаменитой омской "Червонной тройки". В Милане он оформлял павильоны для Всемирной выставки декоративного искусства. Тоска по Родине заставила его вернуться. По возвращении в страну он не пожелал вписываться в рамки искусства госзаказа и был репрессирован. Он умер в Саратове. "Все картины со шкафов, стеллажей, за стеной, за зеркалом, за шкафом все вынесли и не куда-нибудь, а в сарай, во двор дома",– рассказывает Ирина Девятьярова.

Художественную ценность творений омского художника оценил саратовский реставратор Владимир Солянов. Теперь спасенные им шедевры возвращают к жизни омские реставраторы. "Художник из-за своей бедности использовал картон, иногда с утратами по углам. А вот, например, эту работу он написал на втором изображении, на двустороннем изображении. Вот, пожалуйста: тут лица", – показывает реставратор Оксана Ефименко. В ход шли фрагменты гобелена и даже куски кумача.

Техника восковой живопись поверх красочного слоя и долгое хранение картин без рам и подрамников в сарае – все это осложнило работу омского реставраторского цеха. Методики возвращения шедевров продумывали коллегиально. Уже в марте работы Николая Мамонтова предстанут перед столичным зрителем.