30.01.2008 | 12:02

Король кинокомедии Леонид Гайдай

Сегодня исполнилось восемьдесят пять лет со дня рождения короля отечественной кинокомедии Леонида Гайдая. "Операция "Ы"", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука" – картины, созданные мастером, знают и любят миллионы зрителей. Однако многие работы Гайдая могли и вовсе не появиться на экране, если бы не его родные и близкие, которые были рядом с ним всю жизнь. Рассказывают "Новости культуры".

В 1955 году Леонид Гайдай впервые попал на Мосфильм. "Леня очень любил Мосфильм. Это был его второй дом", – вспоминает заслуженная артистка России Нина Гребешкова. На протяжении сорока лет Гайдай снимал народные комедии, а она все эти годы была в ответе за его душевное состояние. Уже пятнадцать лет как нет режиссера, а она все еще представляется: "жена Гайдая", и только потом: "актриса Нина Гребешкова". "Мы разные. Он такой эксцентричный, а я такая бытовая и лирическая", – говорит Гребешкова. Ей пришлось научиться водить автомобиль, забивать гвозди и делать ремонт в квартире, а он в это время снимал кино и придумывал новый способ обойти цензуру.

Картина "Бриллиантовая рука" у Гайдая заканчивалась атомным взрывом. В Комитете по кинематографии строго спросили: "Зачем?". Гайдай ответил: "Вы говорите, я снимаю несерьезное кино. Так вот, теперь я сказал о серьезном". Взрыв в завершении фильма принял на себя главный удар цензуры, и все остальное комиссия даже не заметила. Режиссера постоянно заставляли что-то вырезать из фильмов, переснимать и переозвучивать. Гайдай понимал, что его сатира не могла сдать экзамен, ведь в комиссии сидели объекты этой сатиры. В борьбе за каждый кадр он создал восемнадцать киношлягеров. Нина Гребешкова у мужа играла лишь в эпизодах. "Да не было мне обидно – настолько я считала себя самодостаточной", – говорит она.

Пока Гайдай снимал на Мосфильме, Гребешкова снималась в главных ролях в Киеве, Алма-Ате и Ташкенте. Там больше платили, а ей очень хотелось купить кооперативную квартиру. "После того как ушел Леня, я снилась в двадцати фильмах. Везде в эпизодах. Я не жалуюсь, нет... Но Лени нет...", – добавляет актриса.

В коридорах Мосфильма можно увидеть фотографии из гайдаевских фильмов. Они появились там лишь в середине 90-х годов, когда произошла переоценка творчества режиссера. Его картины, наконец, перестали считать низким жанром. Формулу Гайдая: "Комедии надо снимать так, чтобы они были понятны и профессору, и бабушке из Рязани", признали безупречной. "Если ты отрезаешь титры и смотришь кино, и сразу говоришь: это снял Гайдай. Любой фильм Гайдая узнаешь по почерку. Только он мог снять это кино. Да, это авторское кино", – убежден кинорежиссер Карен Шахназаров.

Для всей страны Нина Гребешкова по-прежнему остается лицом из фильмов Гайдая. Она хотела стать драматической актрисой, а каждый раз получалось иначе: "Я говорю: "Я поеду с ним", и согласилась на эту роль – "белая горячка", – вспоминает она. – Я не знаю, был бы он рад тому, что я сейчас делаю, но то, что это он говорит режиссерам в ухо: "Возьмите Гребешкову", это точно". На вопрос, что бы было, если бы однажды они не встретились на Мосфильме, она отвечает: "Ну, наверное, бы я жила. Только не была бы счастливой".

К 85-летию со дня рождения Леонида Гайдая сегодня в 21:10 на нашем канале художественный фильм "За спичками", а в 22:45 смотрите документальную ленту о жизни и творчестве режиссера "Леонид Гайдай. И смех, и слезы…".