30.01.2008 | 14:22

Лев Карахан о современных тенденциях во французском кинематографе

О современных тенденциях во французском кинематографе сегодня в студии "Новостей культуры" рассказывает кинокритик Лев Карахан.

- Лев Маратович, скажите, как бы Вы оценили место современного французского кино в мировом кинопроцессе?
- Это очень значительное место, и определяется оно не только тем, что Люмьер были основоположниками кино. Я думаю, что главная заслуга французов-кинематографистов состоит в том, что они сумели не только создавать шедевры, но и поддержать это созданием индустрии. Многие европейские кинематографии – будь то итальянская, испанская, венгерская – в разное время переживали период расцвета, а потом сходили с авансцены кинематографа. Французский кинематограф держится на авансцене постоянно, и в Европе особенно, именно потому, что это целостная кинематографическая структура. Там есть мейнстрим – фильмы кассовые; есть фильмы арт-хаусные – для избранных, для тех, кто любит эстетические находки, эстетический поиск. Благодаря формированию такой целостной структуры французский кинематограф выживает очень успешно, и даже не выживает, а живет.

- Классический французский фильм почти всегда привлекал зрителя некой особой атмосферой, легким юмором. Можно ли сказать, что в работах режиссеров нового поколения сохранились эти черты?
- Я думаю, что они сохранились. Особенно, конечно, в кассовых французских картинах. Я думаю, что все, кто смотрит с наслаждением "Астерикса и Обеликса", как раз чувствуют этот легкий юмор, французский флер, легкость и так далее. Но, тем не менее, я думаю, что французское кино отяжелело за последнее время, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Это связано, прежде всего, с обострившимся социальным интересом французского кино. Оно стало более озабоченным тем, что происходит во Франции у национальных меньшинств, у людей со сложной социальной судьбой. Это, в каком-то смысле, сегодня сделало французский кинематограф более озабоченным, но я не думаю, что менее художественным.

- В свое время во Франции была развернута кампания в поддержку национального кино. Эта мера была направлена, прежде всего, против засилья голливудской продукции. Продолжается ли эта политика до сих пор, и насколько она оказалась эффективной, как Вы считаете?
- Я думаю, что во французской ситуации она была очень эффективной, но все попытки подражать французам напрямую, скажем, в России, неперспективны. Потому что везде своя специфика, и нужно все-таки оценивать свою ситуацию, прежде всего. Но французы, конечно, сумели спасти свою индустрию – то, о чем я говорил, - и противопоставили французское кино – американскому. Более того, они очень энергично интегрировались в мировой кинематограф. Скажем, всем известная картина, получившая недавно "Золотого орла" как лучший иностранный фильм года, "Королева" сделана французами, французской компанией, работающей в Англии. Очень активно французы работают и вкладывают деньги в американскую индустрию. Такое широкое проникновение дает возможность французскому кинематографу существовать очень энергично, не только защищаясь на своей территории.

Читайте также:
Неделя французского кино по всей России