31.01.2008 | 22:41

Анна Меликян

По материалам программы от 31 января 2008 года. Сегодня гостем вечернего выпуска программы «Новости культуры» была кинорежиссер Анна Меликян.

Начало года обернулось для российских кинематографистов повышенным интересом со стороны Америки. Не успели отзвучать фанфары по поводу изобилия русских названий и имен в списке номинантов Американской киноакадемии «Оскар», как на российское кино обратили внимание американские независимые эксперты. «Санденс» – один из крупнейших в мире форумов независимого кино – завершил работу в городе Парк-Сити, штата Юта. Российский режиссер Анна Меликян была удостоена премии за романтическую мелодраму «Русалка» в номинации «Мировое художественное кино – лучшая режиссура». История выдумщицы и мечтательницы Алисы, убежденной, что обладает даром исполнения желаний, пришлась ко двору на фестивале, открытом новым именам и идеям.

- Анна, ваш фильм «Русалка» естественно влился в родную стихию победителей, слившись с «Замерзшей рекой» и «Растревоженными водами» на фестивале «Санденс». Как принимали вашу картину? -

- Вы знаете, очень хорошо принимали. Более открытой и по-хорошему наивной и восприимчивой и добродушной, такой эмоциональной публики я, наверное, даже не встречала. Очень хорошо. Не ожидала, первый раз показываю картину американскому зрителю и, конечно, очень рада такому приему.

- А вам лично что-то удалось посмотреть из фильмов-конкурсантов?

- Практически нет, потому что оказалось, что фестиваль – это тяжелая работа. Целый день встречи, интервью, почти ничего не удалось посмотреть.


- Но вы говорили, что все-таки что-то видели?

- Вы знаете, это смешно – быть на фестивале но, в итоге я пошла в последний день, в кинотеатре посмотрела за деньги какие-то фильмы, которые были выдвинуты на «Оскар».

- Анна, кинокритики видят в вас очень неординарного режиссера со своим полусказочным миром, сравнивают вас с Мишелем Гондри. Вы как бы сами определили жанр «Русалки»: это сказка, или это реальная история с примесью фэнтези?

- Конечно, я не собиралась снимать сказку, и никаких мыслей по поводу экранизации Андерсена у меня не было. Более того, мне хотелось сделать документальную, такую достаточно жесткую историю. Но, видимо, все-таки какое-то нутро ничем не перебьешь. Все равно все говорят, что это романтично, сказочно. Я думаю, что это, видимо, исходит из меня все-таки.

- Внутренняя боль – это всегда повод высказаться для художника. Какое послание зашифровано в фильме «Русалка»?

- Я думаю, что там зашифровано даже слишком много всего. И самое интересное случается после просмотра фильма, когда выходят зрители, и каждый находит какой-то свой смысл, чаще всего не заложенный даже в фильме. Меня это всегда поражает, удивляет, и я понимаю, что это то самое главное, ради чего вообще ты снимаешь кино: чтобы человек посмотрел кино и подумал бы о чем-то своем.

- А какой смысл, найденный в вашей картине, вас поразил больше всего?

- Сложно сразу, сходу сказать. Очень много всего.

- Скажите, а насколько лирический герой здесь совпадает с автором? Что общего у русалки - у главной героини, которую играет Мария Шалаева, и у Анны Меликян?

- Я думаю, все. Это очень личная история. Она не автобиографичная, но очень личная. И это тоже такой особый мой стиль. Я привыкла рассказывать очень личные истории. И сама пишу сценарии. И все, что я когда-либо снимала, короткие метры, полные метры, всегда исходит из меня.

- Поскольку вы сами пишете сценарии, вы наверняка не испытываете недостатка в завлекательных историях, сюжетах, а что вам интересно сейчас? Можно предположить, какой будет ваша следующая работа?

- Самой очень интересно. Пока не знаю. Пока у меня нет сценария. Я не думаю о том, чтобы писать самой. Мне очень хочется следующий фильм снять по чужому сценарию. И по этому я сейчас очень много читаю. И нахожусь в поиске следующего проекта.

- Ваша картина «Русалка» - очень завидная фестивальная история. Вы получили премию за «лучшую женскую роль» на «Кинотавре», затем были номинированы на премию «Золотой орел», есть молодежная премия «Триумф», успех на «Санденсе». Для вас как для режиссера, что важнее: фестивальное реноме или прокатный успех?

- Я думаю, и то, и другое. Но удивительно, наверное, другое, что когда я снимала кино, я была уверена, что в этот раз я снимаю абсолютно зрительскую картину, что нельзя было сказать, скажем, о первой моей работе. И я не думала ни о каких фестивалях. Я нацелено снимала кино для проката, для зрителей. То, что вдруг случилась такая фестивальная судьба, меня, конечно, удивило.

- Спасибо, Анна. Я желаю вам удачи на Берлинском кинофестивале, где 7 февраля ваша картина «Русалка» откроет конкурсную программу «Панорамы».

По материалам рубрики «Худсовет».