01.02.2008 | 12:18

Ирина Затуловская – "Хармс в живописи"

Художницу Ирину Затуловскую вполне можно назвать "Хармсом в живописи" – настолько неожиданный и даже абсурдный на первый взгляд, материал выбирает она для своих картин. Затуловская пишет на старых досках, зеркалах, листах жести и даже на камнях. Серия ее работ "Русские писатели и поэты" менее всего напоминает чопорную портретную галерею. Андрей Платонов изображен на стиральной доске, Варлам Шаламов – на листе старого кровельного железа, а Грибоедов и Бродский – на дереве. Рассказывают "Новости культуры".

"Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, нацепил львиную шкуру и поехал на маскарад. Достоевский, царство ему небесное, увидел его и кричит: "Спорим, это Лев Толстой!"". Работы этой художницы похожи на литературные анекдоты Даниила Хармса. Ирина Затуловская – выпускница Московского полиграфического института. Она состоит в московском отделении Союза художников, принимает участие в многочисленных российских и зарубежных выставках современного искусства, много путешествует. А это она нам свой автопортрет показывает. "В Сибири я нашла фанеру, на ней чистили рыбу. Вонь от нее была страшная, и чешуя везде. Я изобразила на этой доске белый вечер в деревне Теги", – показывает художница.

Искусствоведы сравнивают ее стиль с примитивизмом Ларионова, с лубком и пропагандистскими плакатами. Сама Ирина объясняет, что просто Есенина ей захотелось изобразить на поверхности древнего крестьянского снегоступа, Достоевского – на железяке, спрятанной в старинном северном окладе, а Платонова – на стиральной доске. "На железе я стала писать с 1987 года, и как-то мне это нравится. Потому что я поняла, что любовь можно проявлять не только к мрамору или каким-то высоким материалам, но и к самым бросовым", – говорит она.

Литературная серия далеко не единственная из возможных. Есть серия про время, и есть серия про дневник, а еще про путешествия. Встреча идеи и материала происходит спонтанно. По крайней мере, экологам творчество художницы уж точно придется по душе. "По-разному бывает. Люди приносят добрые, а иногда на дороге валяется – чаще всего", – рассказывает художница про материалы, с которыми работает. Ее работам не нужна реставрация. Образ меняется вместе с поверхностью, согласно природе материала и времени.