04.02.2008 | 11:10

На сцену приглашаются баритоны!

Сегодня в столице стартует Первый Международный конкурс баритонов имени Павла Лисициана. За главный приз будут бороться сорок семь певцов из пятнадцати стран. Президент конкурса – Ирина Архипова, жюри возглавляет Сергей Лейферкус. Возрастных ограничений в этом певческом состязании нет, поэтому среди участников есть не только начинающие, но и уже состоявшиеся исполнители. О великих баритонах прошлого и настоящего рассказывают "Новости культуры".

Теноры нередко называют баритонов чернорабочими оперной сцены. Правда заключается в том, что для людей, которые не очень увлекается жанром оперы, имена баритонов практически не известны. Маттиа Баттистини, Титта Руффо, Этторе Бастьянини, а также представители советско-российской школы конечно, Павел Лисициан, Юрий Мазурок, председатель конкурса Сергей Лейферкус и, наконец, Дмитрий Хворостовский. "Мы, когда были студентами консерватории, говорили, что баритон – единственный нормальный голос, потому что он не впадает в крайности", – говорит Сергей Лейферкус.

Любопытно, что почти все звезды эстрады поют именно баритоном. К примеру, Фрэнк Синатра или Муслим Магомаев. С появлением Магомаева на сцене министр культуры Екатерина Фурцева проницательно заметила: "Наконец-то появился настоящий баритон". Однако мало кто из певцов готов променять огни большой оперной сцены на блеск эстрады.

Баритон Анатолий Лошак – профессор Московской консерватории и солист Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Сейчас он репетирует "Майскую ночь" Римского-Корсакова. Своим студентам Лошак рассказывает легенду об итальянском баритоне Этторе Бастьянини. Когда он заболел раком, отказался от операции на горле, которая могла бы спасти его жизнь – только для того, чтобы сохранить свой голос. Профессор также пытается разубедить студентов в том, что зарубежные контракты других мужских голосов выгоднее, и в том, что главные и романтически-благородные партии всегда достаются тенорам. "Баритоны – это короли, герцоги, и баритоны – это тоже любовники", – утверждает Анатолий Лошак. "Ну и благородный отец", – добавляет солист Большого театра Владимир Редькин. Правда, он вспоминает лишь одну такую партию – Жоржа Жермона из "Травиаты" Верди, в которой когда-то блистал Павел Лисициан.

Тем не менее, будущее баритона все же за молодыми, считает Сергей Лейферкус. "Сейчас большое внимание уделяется стилистике, языковой стороне, и на этом молодежь может выиграть", – замечает он.

Читайте также:
Первый Международный конкурс имени Павла Лисициана