04.02.2008 | 17:30

Алексей Парин о конкурсе баритонов имени Павла Лисициана

В студии "Новостей культуры" о конкурсе баритонов имени Павла Лисициана рассказывает музыкальный критик Алексей Парин.

- В последнее время появляется много, что называется, специализированных конкурсов – теноров, басов. А конкурс имени Павла Лисициана – это первый в мире конкурс баритонов?
- Да, насколько я понимаю, это действительно первый в мире конкурс баритонов. Я думаю, понятно, почему он проходит в России. Потому что Россия в последнее время производит, поставляет баритонов на мировой рынок. Председатель жюри конкурса Сергей Лейферкус – один из представителей вокальной элиты; Дмитрий Хворостовский и Владимир Чернов – вот три баритона, которые имеют международную карьеру и представляют Россию. Мне кажется именно поэтому конкурс Баритонов в России – это правильно. Баритон – голос, который находится между тенором и басом. Но это не значит, что он занимает второстепенное положение. Безусловно, баритон в опере очень важен. И это не только злодеи – как часто говорит Сергей Лейферкус: "Трудно быть все время злодеем", - это не обязательно злодеи. Здесь есть и положительные персонажи. Увидеть, что такое баритон, послушать разные арии, разные партии – это, конечно, очень интересно.

- Интересно еще и то, что в этом конкурсе нет возрастных ограничений, и самому старшему участнику, насколько я знаю, - за шестьдесят. Насколько оправданно сталкивать в одном состязании представителей разных поколений?
- Знаете, я думаю, что это очень интересная интрига, потому что она может принести очень важные плоды. Слушать людей, которые старше шестидесяти лет, умудрены опытом, пели много партий, а рядом – студентов с красивыми голосами, но еще не опытных, – я думаю, что это очень интересно не только для жюри, но и для публики. Кроме того, интрига состоит в том, что премия только одна, и ее нужно отдать самому достойному. Я думаю, жюри будет очень непросто.

- А насколько вообще закономерно появление этого конкурса?
- Я думаю, что имя Павла Герасимовича Лисициана – это имя легендарное. Это был один из певцов, который во времена холодной войны пел на сцене Метрополитен-опера в опере "Аида", и он был признан как мировой авторитет в опере. Я помню, подростком, я был на спектакле в Большом театре, в котором пел Марио Дель Монако Хозе – вместе с Архиповой, – и тогда я слышал Павла Лисициана в роли Эскамильо. Это запомнилось мне на всю жизнь, и мне кажется, что конкурс имени Лисициана – это очень правильно.

Читайте также:
На сцену приглашаются баритоны!