05.02.2008 | 11:39

Московская премьера "Электры" на сцене Большого театра

Сегодня на новой сцене Большого театра пройдет московская премьера оперы Рихарда Штрауса "Электра" в постановке Мариинского театра. Это произведение – одно из самых сложных в мировом оперном репертуаре. Сам композитор писал, что если бы он знал, какие последствия "Электра" будет иметь для современной музыки, он никогда бы не "впутался в это дело". Нынешняя премьера проходит в рамках фестиваля "Золотая маска". Спектакль представлен сразу в пяти номинациях национальной театральной премии. Рассказывают "Новости культуры".

Для того, чтобы доставить декорации к "Электре" на сцену Большого, понадобилось десять фургонов. Однако сценография Пола Брауна была номинирована на "Золотую маску" вовсе не за гигантизм. "Два этих мира – мир Электры и мир Клитемнестры, такой буржуазный, самодостаточный, – противопоставлены друг другу прямо на сцене, и мы это видим. Я думаю, что это действительно красивое и убедительное решение", – замечает музыковед Алексей Парин.

Гигантизм – это не причуда постановщиков. Он буквально навязывается автором. "Электра" – это раннее произведение Штрауса, увлеченного идеями Вагнера. Его оркестр еще больше, а партии еще сложнее, чем у Вагнера. Как говорят в оперном мире, ставить "Рихарда Второго", не имея опыта постановок "Рихарда Первого", – дело крайне опасное. Можно и надорваться. "Здесь на пределе работают все. Прежде всего, певцы и также оркестр. А Мариинка – это единственный театр, у которого есть такой богатый вагнеровский бэкграунд", – говорит музыковед Михаил Фихтенгольц.

У Ларисы Гоголевской такого опыта более чем достаточно, но даже ей партия Электры дается с огромным трудом. Именно этого хотел сам Рихард Штраус. "На одном из генеральных прогонов "Электры" в кульминации, когда оркестр играет на пределе сил. Соответственно, певица пытается покрыть оркестр своим голосом. Он кричал на дирижера: "Играйте громче, играйте громче! Я все еще ее слышу!"", – рассказывает Михаил Фихтенгольц. Так продолжается почти два часа подряд – в опере нет антрактов. При этом исполнительница партии Электры должна проявлять не только физическую выносливость, но и драматический талант.

"Я видел "Электру" часто на западной сцене, и там были очень сильные работы – и Эва Мартен, и многие другие очень достойные певицы. Но Гоголевская смело вписывается в ряд лучших Электр нашего времени. Безусловно", – утверждает Алексей Парин. Постановка "Электры" Мариинского театра выдвинута на "Золотую маску" сразу в пяти номинациях. Остается сожалеть, что в этой премии нет номинации за творческую отвагу. Тогда питерская "Электра" была бы вне конкуренции.

Читайте также:
Опера Мариинского театра на сцене Большого