05.02.2008 | 16:28

Екатерина Бирюкова об опере "Электра"

Об опере "Электра" в постановке Мариинского театра в студии "Новостей культуры" рассказывает музыкальный критик Екатерина Бирюкова.

- До настоящего момента "Электра" ставилась в России лишь однажды – в Мариинке в 1913 году, и до сих пор российские театры почему-то к ней не обращались. Почему?
- Действительно, это так. Но надо сказать, что и к другим операм Рихарда Штрауса наши театры нечасто обращались, а "Электра" - это одна из самых тяжелых его опер. Она невелика, она идет в одном действии, без антракта, но, тем не менее, это два часа настоящего экспрессионистского накала. Другая причина, на мой взгляд, заключается в том, что эта опера идеологически совсем не подходила нашему театру. Это античная история про Электру, которая одержима страстью мести по отношению к матери и любовью по отношению к убитому отцу. Даже существует такой термин: "комплекс Электры". Все это как-то не вписывалось в эстетику нашего театра.

- Опера держится все-таки на заглавной партии, которая требует от певицы не только мастерства, вокальной выносливости, но и мощного драматического дарования. Как с этими трудностями справляется Лариса Гоголевская?
- Вы знаете, Лариса Гоголевская, по моему мнению, за последние годы открылась как крупная трагедийная оперная актриса, и здесь она превзошла саму себя. Она не боится быть некрасивой, страшной, одержимой и так далее, и я не представляю, что было бы, если бы ее не было в этом спектакле.

- Критики особенно отмечают сценографию спектакля. В чем ее оригинальность, на Ваш взгляд?
- Это сценография известного английского художника Пола Брауна, который в этом спектакле оказался даже ярче, чем режиссер, потому что всю историю совершенно четко и ясно с самых первых тактов рассказал художник. Когда открывается занавес, мы видим два пространства – верхний и нижний этажи. Нижний этаж – это сумрачный, заваленный старой мебелью подвал Электры, а верхний этаж – это роскошные покои ее матери Клитемнестры. Между ними зияет дыра, которая их как-то связывает, и они никак не могут друг от друга освободиться.
- Ну что ж, концепция очень интересная. Слава Богу, теперь и москвичи смогут с ней познакомиться.

Читайте также:
Московская премьера "Электры" на сцене Большого театра