14.05.2012 | 11:18

В Музее-заповеднике Антона Чехова встретили "Мелиховскую весну"

«Мелиховская весна» – это, возможно, самый поэтичный театральный фестиваль в России из числа освященных именем Чехова. Любимая усадьба писателя, музей-заповедник «Мелихово» уже 30 лет принимает артистов, влюбленных в чеховское слово, в его интонацию. В этом году под открытым небом Мелихова выступят театральные коллективы из России, Украины, Испании и Болгарии. В соответствии с правилами, в этом фестивале участвуют только спектакли, поставленные по пьесам Чехова или посвященные его жизни и творчеству. Рассказывают «Новости культуры».

«Мелиховская весна» – один из самых атмосферных российских театральных фестивалей. Спектакли, поставленные по пьесам и рассказам Чехова, актеры играют здесь – в природных декорациях музея-заповедника Антона Павловича Чехова. Первыми в Мелихове 30 лет назад выступили актеры Липецкого театра драмы. Они сыграли «Чайку» на веранде Чеховского домика.

С тех пор это стало традицией – каждый год липецкие актеры открывают фестиваль. И в юбилейный год они снова играют «Чайку». Ольга Пахомова и Михаил Янко – старожилы спектакля. Участвовали в той самой первой постановке. Тогда играли Заречную и Тригорина, сегодня – Аркадину и Дорна. Они в деталях помнят ту первую «Чайку».

«Вот здесь был мостик, такой мосток, и мы играли здесь, вот возле этого пруда, – вспоминает Ольга Пахомова. – У нас сидели там зрители, а мы тут играли: люди львы орлы и куропатки вот отсюда звучало».

Как это было, помнит и идейный вдохновитель фестиваля, знаток Чехова Татьяна Шах-Азизова.

«Театр, конечно, очень волновался, – говорит театральный критик Татьяна Шах-Азизова. – Но вот эта естественность усадьбы, атмосфера необыкновенная, что-то колдовское, что заложено в «Чайке» дало импульс, и это, конечно, забыть нельзя».

Постепенно в Мелихово со своими спектаклями стали приезжать и другие труппы. А в 2000 году состоялось официальное рождение фестиваля «Мелиховской весны».

«Вы знаете, я уже не могу представить себе наш музей без этого фестиваля и никто не может, – говорит директор музея-заповедника А.П.Чехова константин Бобков. –.Уже в январе нам звонят и бронируют билеты на фестиваль и многие заявки поступают из стран в которых о нашем фестивале могли бы и не слышать».

Анхель Гутьеррес о фестивале услышал от Олега Ефремова. Испанский режиссер, выпускник ГИТИСА, после учебы вернулся в Мадрид и стал художественным руководителем Камерного театра имени Чехова. Русского классика в Испании любят, многие мечтают попасть в эту усадьбу.

«Для меня это святыня, и мои испанцы, которые приезжают сюда, они плачут от счастья, – рассказывает художественный руководитель мадридского Камерного театра имени Чехова Анхель Гутьеррес. – Одна даже чуть в обморок не падала: Я не могу, я должна быть там, в Мелихове с Чеховым!»

Мелиховские пейзажи действительно вдохновляют. Режиссеры предпочитают ставить спектакли на открытом воздухе.
«Вот режиссеры некоторые приезжают сюда и начинают гулять, – рассказывает директор фестиваля «Мелиховская весна» Владимир Байчер. – Гуляют, гуляют, а потом говорят: «Стоп! Вот здесь я хочу играть вот здесь та атмосфера, которая мне нужна!»

120 лет назад в марте сюда переехал со своей семьей Антон Павлович Чехов. За семь проведенных здесь лет он написал 42 произведения, включая «Чайку» и «Дядю Ваню». В специальной экспозиции: письма, черновики, фотоснимки, костюм, в котором доктор Чехов принимал больных, другие личные вещи.

«У Антона Павловича был очень много книг, – говорит главный хранитель музея Ксения Чайковская. – И удочка!»

И удочка, потому что рядом с домом находится пруд, его Чеховы потом назовут «Аквариум», и Чехов потом будет шутить: пруд находится рядом с домом и удочку можно закидывать прямо из окна спальни.

Но главное – это театральные постановки. Всего 15. Среди них и «Человек в футляре», и «Вишневый сад», но абсолютные фавориты фестиваля – «Дядя Ваня» и « Чайка» – ежегодно эти пьесы выбирают минимум два театра.