05.02.2008 | 22:10

Амели Нотомб

По материалам программы от 5 февраля 2008 года. В гостях у вечернего выпуска программы «Новости культуры» была бельгийская писательница Амели Нотомб.

Ее читают все, кто ценит острую современную литературу и чья психика выдерживает такие провокационные ходы, по сравнению с которыми этюды Хичкока, к примеру, кажутся комиксами для дошколят. Каждый год – новый бестселлер: «Биография голода», «Ртуть», «Преступление», «Словарь имен собственных». В Москве бум на Амели Нотомб начался после спектакля «Косметика врага» Романа Козака и Константина Райкина, при этом киноманы к тому моменту уже могли оценить экранизацию одного из самых знаменитых ее романов - «Страх и трепет». Два новых произведения Амели Нотомб – это «Серная кислота» - приговор современному телевидению, история о реалити-шоу с невероятным рейтингом, суть которого – концлагерь, в котором каждый день убивают невинных людей. И «Дневник ласточки» - абсолютно христианская история о том, как киллер влюбляется в одну из своих жертв и, в результате, сам совершает немыслимое самопожертвование.

- Мы очень рады впервые приветствовать вас в Москве. И первый вопрос о романе «Серная кислота». Бесспорно, современное телевидение – тема для серьезного обсуждения, однако, неужели вы действительно считаете сегодняшних телезрителей способными наблюдать в прямом эфире смерть невинных людей? Или это все-таки метафора, предостерегающая нас от будущих опасностей?

Боюсь, что это, увы, не метафора, а ситуация, близкая к реальности. В прошлом году на американском телевидении появилось реалити-шоу, темой которого было самоубийство. Там подробно рассказывали о людях, способных лишить себя жизни. В то же время английское телевидение запустило программу, в которой в режиме реального времени показывали процесс рождения. Понимаете, речь идет о жизни и смерти. И все это ради рейтинга. Конечно, в моей книги речь идет уже о том, что происходит за гранью добра и зла. Но иногда так легко сделать шаг в абсолютное варварство. Когда человек становится варваром, то уже слишком поздно действовать. Этот страшный переход можно только предотвратить.

- Вы настроены достаточно пессимистично. А что можно сделать сегодня, чтобы представления о нашем будущем стали более оптимистичными и в жизни, и в литературе?

- Насчет литературы – это сложно, а вот в жизни у каждого гражданина есть элементарный выход из ситуации. Сделайте свой выбор. Бойкотируйте подобное телевидение. Не стоит перекладывать ответственность на тех, кто создает реалити-шоу. Нужно начать с себя. Просто переключайтесь на каналы другого уровня. Смотрите достойные программы, ведь их немало. А реалити-шоу – явление отвратительное по сути. От них следует отказаться.

- В ваших произведениях связь между двумя понятиями «любовь» и «смерть» чрезвычайно сильна, а в романе «Дневник ласточки» вообще происходит слияние одного с другим. А почему? Разве не может любовь быть совместимой с обычной счастливой жизнью? Не может быть чувством созидательным?

- Конечно, может. В идеале – вполне. Однако мы не можем не замечать, что есть такая тенденция, возможно, это атавизм, когда любовь подразумевает смерть. Лучше нам отдавать себе отчет в том, что людям иногда свойственно это стремление – разрушать то, что любишь. Тогда нам легче будет с ним бороться. У Оскара Уайльда есть знаменитая фраза: «Каждый убивает того, кого по-настоящему любит». Ведь мы, так или иначе, переживали подобное, когда любимый человек становится жертвой, или ты сам чувствуешь агрессию со стороны дорогого тебе человека. Конечно, все может быть иначе. Для этого надо двигаться в сторону цивилизованного общения. Ведь только у по-настоящему цивилизованных существ любовь – чувство созидательное.

- А какова сфера ваших собственных интересов сегодня? Какую музыку вы слушаете? Какое кино смотрите?

- Честно говоря, я всеядна. Хочется все послушать, все посмотреть, все прочесть. Причем речь идет не только о высокой музыке, большой литературе и великом кинематографе. Даже, если это очень среднее кино, дешевая музыка или второстепенная литература, почему нет? А вдруг я смогу вытащить из этого что-то полезное для себя? Так что я считаю, что можно впускать в себя все, просто делать это с умом.

- Вам часто говорят о том, что, читая ваши произведения, трудно поверить, что их создала молодая красивая женщина. Что ваши романы скорее можно отнести к мужской литературе. Но это ведь очень искусственное разделение литературы – на мужскую и женскую.

- Я думаю, что это разделение существует только для плохой литературы. А большая литература, или музыка, или кинематограф существуют вне деления на мужчин и женщин. Когда я встречаюсь с шедевром, то мне уже неважно – какого пола человек его создал. Женщина-писатель и мужчина-писатель должны находить темы, актуальные для каждого. И в этом суть профессии.

- Спасибо большое, ждем в Москве и вас саму, и, конечно же, ваши новые произведения, которые смогут оценить полюбившие ваше творчество российские читатели.


По материалам рубрики «Худсовет».

Читайте также: Амели Нотомб: между Бегбедером и Уэльбеком