06.02.2008 | 11:12

Советское наивное искусство

Когда говорят о наивном искусстве, часто подразумевают творчество художников-самоучек, которые не получили специального образования. Это определение верно только отчасти, ведь при таком подходе в "любители" можно записать и Марка Шагала, и Павла Филонова, и многих других. С другой стороны, отношение к наивному искусству как к особому состоянию души художника вполне оправдано. Именно такой подход использовали авторы альбома "Советское наивное искусство". Это уникальное издание посвящено творчеству отечественных художников-примитивистов. Рассказывают "Новости культуры".

Искусствовед Ксения Богемская занимается изучением творчества наивных художников уже более двадцати лет. Теперь ее коллекция живописи и большая библиотека пополнится уникальным изданием, которое называется "Советское наивное искусство". Для этого альбома она написала предисловие. О существовании подобного издания в советскую эпоху нельзя было и мечтать.

"Конечно, советское наивное искусство было маргинальным, но ведь было и еще одно название для всего этого – "самодеятельное искусство". Все над этими художниками смеялись, но на некоторых выставках они все же выставлялись. Где-то они показывали свои мечты, где-то – то, что было на самом деле. Это был интересный результат", – говорит доктор искусствоведения Ксения Богемская.

Параллельная соцреалистическому мифу реальность открывается в альбоме во всем ее разнообразии: политические лозунги и пословицы, портреты великих и автопортреты, абсурд и пародия на китч – все в одном. "Душевный прорыв непрофессионалов" – так говорили об этих работах специалисты, "обочиной искусства" называли те, кто не желал признавать ни душу, ни наличие бессознательного в творчестве. "Да, наивные художники все сумасшедшие, да и нормальные тоже с "сумасшедшинкой". Но дело в том, что наивных даже называют аутсайдерами, и, конечно, они чудики, иначе не могли бы писать картины так убедительно", – считает Ксения Богемская.

Работы художников структрированны по темам – от "поликлиники" и "витаминов" до "семьи" и "перестройки". Самым ценным, по мнению искусствоведов, является "иной взгляд на вещи". "Между ними есть великие, талантливые и просто художники. И, конечно, самый великий – наш художник Павел Леонов, потому что он раскрыл советскую идею красоты мира. Он писал русских путешественников, которые спасают русских девушек в Африке, разные дома, колхозы. Он сумел все это описать убедительнее, чем классики марксизма", – рассказывает Ксения Богемская.