06.02.2008 | 12:23

Древнегреческие страсти на Новой сцене Большого

Минувшим вечером Москва увидела "Электру". Опера Рихарда Штрауса стала первым спектаклем проекта, цель которого – представить в российской столице последние премьеры Мариинского театра. Свою одноактную оперу автор впервые представил миру в Дрездене, в 1909 году, а через четыре года "Электра" появилась в России. Тогда в Мариинке ее поставил Всеволод Мейерхольд – в содружестве с художником Александром Головиным. О том, что отличает новую "Электру", рассказывают "Новости культуры".

В свою гримерку Лариса Гоголевская вбегает только на несколько мгновений – чтобы посмотреть, в порядке ли костюм Электры. В этой постановке безумная дочь Агамемнона одета в потертый китель и грязные тренировочные штаны. Несмотря на то, что Мариинка успела показать "Электру" и в Петербурге, и в Баден-Бадене, Валерий Гергиев использует каждую репетицию, чтобы отточить все новые и новые детали. ""Электра" – очень сложное произведение и для оркестра, и для певцов, и мы с уверенностью можем говорить, что не многие коллективы могут справиться с такой задачей", – утверждает Гергиев.

"Электра" – это раннее произведение Штрауса, увлеченного идеями Вагнера. Его оркестр еще больше, а партии еще сложнее, чем у Вагнера. Как говорят в оперном мире, ставить "Рихарда Второго", не имея опыта постановок "Рихарда Первого", – дело крайне опасное. "Я подбирался к "Электре". Концертные исполнения бывали и в Голландии, и в Италии. Мы вообще любим подбираться, подкрадываться к крупным задачам", – поясняет Гергиев.

У труппы Мариинки и у Ларисы Гоголевской опыта более чем достаточно, но даже ей партия Электры дается с огромным трудом. Этого хотел сам Рихард Штраус. Исполнительница Электры должна проявлять не только физическую выносливость, но и драматический талант. "У меня ощущение всегда, когда я выхожу со сцены – у меня ноги дрожат. У меня дрожит все тело, потому что она столько забирает! Ты должен столько отдать, и по другому ты эту партию не сможешь исполнить. Психологически очень тяжелая партия", – признается Лариса Гоголевская.

Постановка Электры Мариинского театра выдвинута на "Золотую маску" сразу в пяти номинациях. Остается сожалеть, что в этой премии нет номинации за творческую отвагу. Тогда петербургская "Электра" была бы вне конкуренции.

Читайте также:
Московская премьера "Электры" на сцене Большого театра

Екатерина Бирюкова об опере "Электра"