06.02.2008 | 13:53

Марина Лошак о наивном искусстве сегодня

В студии "Новостей культуры" о наивном искусстве сегодня рассказывает арт-критик Марина Лошак.

- В советские времена наивное искусство было маргинальным явлением. А какое место оно занимает в современном российском арт-пространстве?
- Наивное искусство всегда было очень любимо эстетами в любые времена. В 1910-е годы великий русский художник Михаил Ларионов и его друзья из "Ослиного хвоста" открыли такого художника как Нико Пиросманишвили – гения наивного искусства. Впоследствии великий искусствовед Пунин, будучи директором Русского музея, был страшно увлечен наивными художниками народов Севера и показывал их выставки в стенах Русского музея. И потом, в советское время, кстати говоря, тоже уделяли наивному искусству достаточно большое место, только называли его не наивным искусством, а искусством самодеятельным. Что касается сегодняшнего дня, мне кажется, что наивное искусство востребовано все теми же людьми, которые ценят непосредственность, бескорыстность, чистоту помыслов.

- Есть ли признанные звезды этого направления?
- Безусловно, есть. Прежде всего, это художник Леонов – один из самых талантливых художников. Я считаю, что совершенно фантастический художник – Елена Волкова – очень немолодой человек, которая до сих пор пишет потрясающие картины, изображая удивительный мир животных, который удается ей как никому другому. Это Зазнобин – человек, которого обожали все профессиональные художники и скульпторы, которые ездили в Переславль-Залесский и наблюдали за тем, как он работает, и покупали его вещи.

- Существует ли сегодня мода на наивное искусство, и вообще насколько оно востребовано на российском арт-рынке?
- Мне не кажется, что существует мода на наивное искусство. Мне кажется, как оно всегда занимало некую маргинальную нишу, так оно занимает эту нишу и сейчас. Это не делает его абсолютно невостребованным, не делает его хуже, не делает его ненужным. Мне кажется, это лучшее, что есть в искусстве именно в силу того, что оно всегда бескорыстно. Оно никогда не задумывается меркантильным. Люди, которые занимаются наивным искусством, – это мечтатели, это поэты, это люди, которые по-особенному видят мир. И мы очень нуждаемся в таком взгляде.

Читайте также:
Советское наивное искусство