14.05.2012 | 11:53

"Музыка барабанной молодости папаши Кейджа" в исполнении Ансамбля Марка Пекарского

«Музыка барабанной молодости папаши Кейджа» – название для концерта абсолютно в духе Марка Пекарского и его Ансамбля ударных инструментов. В нем, помимо доброй усмешки, выражена присущая Пекарскому страсть к эксперименту, ко всему необычному, яркому, нестандартному. Концерт в Рахманиновском зале столичной консерватории музыканты посвятили 100-летию со дня рождения американского композитора-новатора Джона Милтона Кейджа. Наряду с его произведениями этим вечером звучали и сочинения композиторов его круга – Кауэлла, Хованесса, Харрисона. Рассказывают «Новости культуры».

В Ансамбле ударных инструментов Марка Пекарского любой предмет, оказавшийся под рукой, превращают в музыкальный инструмент. Вода, которую перед концертом наливали в таз - вовсе не для того, чтобы мыть сцену. В сочинении Джона Кейджа «Двойная музыка» один из инструментов - водяной гонг.

«Раз водяной гонг – значит, вода и должен быть сосуд – это очень красиво», – говорит Марк Пекарский.

Для игры на таком ватергонге нужны не только техника, но и хороший глазомер, чтобы точно определить необходимый уровень воды. Руководит процессом создатель и бессменный руководитель Ансамбля ударных инструментов Марк Пекарский, лично указывая желательный уровень воды.

После того как музыканты добавили воду, гонг должен звучать по-другому.

«У него будет более продолжительное изменение голоса», – говорит Пекарский.

В одной из самых нашумевших пьес Джона Кейджа нет ни одной звучащей ноты: только тишина – в течение четырех с половиной минут. Композитор утверждал, что «тишина безгранична в своем многообразии и богаче любой самой богатейшей мелодии». Впрочем, это утверждение не мешало ему и его единомышленникам экспериментировать со звуком.

Экспериментируют и в Ансамбле Марка Пекарского. Первое выступление этого коллектива состоялось более тридцати лет назад. Сегодня у Ансамбля эксклюзивный репертуар, для коллектива под управлением Марка Пекарского в разные годы писали такие композиторы как Губайдуллина, Шнитке, Денисов, Мартынов. Сегодня об участниках Ансамбля говорят – они представители школы Марка Пекарского.