08.02.2008 | 19:45

К 85-летию Михаила Курилко-Рюмина

8 февраля исполняется 85 лет со дня рождения театрального художника, педагога, ученого секретаря Академии художеств Михаила Курилко-Рюмина. Всего художник оформил более 140 спектаклей в российских театрах и за рубежом. Сегодня он по-прежнему востребован. У Курилко-Рюмина открываются выставки, он руководит театральной мастерской в Суриковском институте и успевает делать декорации и костюмы для спектаклей. Рассказывают "Новости культуры".

"Театр - это чудо", – говорит Курилко-Рюмин, и это несмотря на то, что он провел в театре почти шестьдесят лет. Его отец был известным сценографом, и сын мог наблюдать за тем, как возникают эскизы костюмов и рождаются декорации. Курилко-Рюмину-младшему с самого начала везло на хороших режиссеров. Мария Кнебель предложила ему сделать декорации к спектаклю "Горе от ума". Позже появился еще один совместный спектакль – "Безымянная звезда" по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна. Художнику нужно было создать таинственную атмосферу, в которой происходит свидание пожилого человека и молодой красавицы. "Марья Иосифовна, когда увидела эту вещь во время репетиции воскликнула: "Ой, как два кота на крыше". Из этого дуэта сразу уходила патетика, появлялся милый юмор, и было очень красиво, потому что они, взлетев под крышу, оставались одни под этим небом", – рассказывает Михаил.

Он работал с Анатолием Эфросом, Леонидом Трушкиным. За последние два года художник оформил четыре спектакля в разных городах России, а в настоящее время сотрудничает с Борисом Морозовым – делает декорации для "Гамлета". Работа театрального художника – это, прежде всего, поиски пластики. Это процесс очень интимный, считает Курилко-Рюмин. "Если я получаю благодарность от актеров, и они говорят: "Нам очень удобно играть", – то это пластика пространства. Это не сухое конструирование чертежа – такого изысканного, сухого стиля, – а, прежде всего настроение, живопись, цвет, свет. Вот в этом есть современный театр", – убежден художник.

Он не гонится за модой. Для художника главное – чтобы декорации и костюмы соответствовали стилистике какой-либо эпохи. Ему не изменяет чувство вкуса и меры. "Когда я делаю старомодную пьесу, я и эскиз делаю старомодными средствами. Как бы старинная картинка, потому что в этом не найдется большого образа, но найдется стилистика, родственная драматургии", – замечает Курилко-Рюмин.

В свободное время художник путешествует и пишет этюды. В течение трех лет он ездил в Грецию. Эта земля поразила его своей красотой. "Это такая подпитка для художника. Потом оказывается, что где-то в "Вишневом саде" пригодится сверкание белого или сиреневого", – замечает он. Живопись, коллекционирование старинного фарфора и мебели – все это помогает художнику в работе над спектаклем, ведь завораживающий мир театра не отпускает его никогда.

Читайте также:
Курилко-Рюмин Михаил. На стыке недосказанности