12.02.2008 | 12:01

Франко Дзеффирелли отмечает 85-летие

Кино и опера – вот две главные страсти Франко Дзеффирелли. В 60-е годы славу ему принесли экранизации шекспировских пьес "Укрощение строптивой" и "Ромео и Джульетта". Режиссеру не было равных и в постановках оперных шедевров на сцене и в кино. Сегодня Франко Дзеффирелли – одному из "последних могикан" европейского кинематографа – исполняется 85 лет. "Новости культуры" отыскали русский след в творчестве итальянского мастера.

С Россией у Франко Дзеффирелли – давняя любовь. Четыре года назад итальянский режиссер получил награду за вклад в российскую культуру. Последний раз в Москве он был полгода назад. Тогда режиссер пообещал, что когда выйдет на пенсию, он купит здесь дом, заведет собаку и будет выращивать цветы. Тем не менее, 85-типятилетие Дзеффирелли встречает на своей вилле под Римом, а значит, на пенсию он не собирается, и у него по-прежнему много идей. "У меня такой стиль работы – сразу несколько проектов. Я думаю, если сосредоточиться на одном, мысли перестанут быть гибкими. Бывает, я раздумываю над фильмом, а рождается опера", – говорит режиссер.

Он уже и не помнит, что в его жизни появилось раньше – кино или опера, хотя вначале был эскиз. По образованию Дзеффирелли – театральный художник. У него в доме хранятся сотни папок с эскизами костюмов и декораций к десяткам фильмов и спектаклей. В 1952 году Дзеффирелли как художника прославила работа в спектакле Лукино Висконти "Три сестры" по пьесе Чехова. "Когда я был только художником – я с этого начинал, – я вдруг обнаружил, что, рисуя эскизы к постановкам, я начинал искать режиссерские решения", – вспоминает Дзеффирелли.

Он единственный, кто поставил почти всю оперную классику на лучших сценах мира: Ла Скала, Ковент-Гарден, Большой театр. За полвека творческой жизни он создал две версии оперы Пуччини "Тоска" с Марией Каллас в главной роли, восемь вариантов "Паяцев" Леонкавалло, двенадцать – "Травиаты" Верди. Оперу "Аида" Дзеффирелли ставил три раза, в том числе и на самой древней оперной площадке мира – Арена ди Верона в Италии. Ставить хореографию режиссер позвал Владимира Васильева. Двадцать лет назад Васильев танцевал у Дзеффирелли в "Травиате". "Когда я пришел на сцену Арена Ди Верона, все было заставлено декорациями, и оставался маленький кусочек – два метра для танца", – вспоминает Владимир Васильев. "Он любит, когда много народу, много декораций. Как-то я спросила: "Франко, почему у тебя всегда много всего на сцене?" Он ответил: "А ты думаешь, тебя одну только приходят слушать? Люди приходят в оперу еще и смотреть"", – рассказывает народная артистка СССР Елена Образцова.

Образцова пела у Дзеффирелли в "Кармен". Ее партнером был Пласидо Доминго, которого роскошные декорации Дзеффирелли уже давно не смущали. Полгода назад Дзеффирелли привозил оперу "Паяцы" в Москву. Для того, чтобы разместить триста артистов и тонны декораций, сцену Кремлевского дворца пришлось немного перестраивать. "Кинематограф дал мне возможность сделать то, о чем я давно мечтал", – говорит Дзеффирелли.

В 1968 году он снял фильм "Ромео и Джульетта". Впервые актеры были ровесниками шекспировских героев. Режиссер доказал, что четырнадцатилетние тоже могут безумно любить. Он экранизировал "Укрощение строптивой", "Гамлета", в театре поставил "Отелло". В последние годы режиссера-шекспироведа занимает творчество Льва Толстого. Говорят, Дзеффирелли мечтает снять фильм или поставить оперу по роману "Анна Каренина". Именно поэтому Франко стал чаще приезжать в Россию. Дом он пока не построил, но, открывая свою выставку в Пушкинском музее в 2004 году, он уже посадил дерево возле его входа.

К 85-летию Франко Дзеффирелли в воскресенье, в 16:55, телеканал "Культура" покажет фильм-оперу "Паяцы".