13.02.2008 | 11:37

Ретроспективная выставка работ Бориса Белянинова

Сегодня в Историческом музее открывается ретроспективная выставка работ Бориса Белянинова – одного из патриархов музейного дела. Фанатично преданный профессии, он более полувека занимался реставрацией икон и картин, писал портреты своих друзей и коллег из Исторического музея. Юбилейная экспозиция, посвященная 80-летию мастера. О монтаже выставки рассказывают "Новости культуры".

Говорят, что музейный сотрудник – это не профессия, а диагноз. С таким диагнозом Борис Белянинов поступил в реставрационные мастерские Исторического музея в 1959 году. До сих пор они располагаются на территории Новодевичьего монастыря. Там сложилась настоящая артель единомышленников. Белянинову вместе с коллегами приходилось реставрировать иконы, парсуны, монументальные полотна, исторические портреты.

В XVIII веке художники часто использовали в картинах темно-коричневые тона. Восстанавливать их современными красками было очень сложно. Борис Белянинов предложил использовать битум – строительное вещество. До этого в реставрации масляной живописи он был запрещен. Битум быстро проникал в краски и приводил к оседанию холста. "Мы же тонируем, поправки делаем не на масле, а только на лаках. И в этом плане он быстро схватывается, и битум не дает негативные осложнения. Но по цвету и по тону он блестяще попадает и в XVIII век, и раньше", – замечает реставратор Сергей Новиков.

Борис Белянинов сделал не только технические открытия, но и искусствоведческие. Однажды во время реставрации бытовых портретов он открыл подлинное имя автора картины. Теперь она представлена на выставке. "Портрет семейства Косиных был у Бориса Ивановича на мольберте, и после расчистки и загрязнившегося лака, копоти, открылась надпись: "Кучков", чему Борис Иванович был страшно рад", – рассказывает Наталья Перевезенцева.

Борис Белянинов – прекрасный портретист, но заказных работ он никогда не писал. Он изображал только тех, кто был ему близок. "Считалось, что если Борис Иванович портретирует кого-то, то тому предстоит повышение по службе или приятные изменения в личной жизни. Его портретирование было таким таинством, которое давало модели какие- то преимущества", – замечает Наталья Перевезенцева. Эти преимущества были у многих сотрудников Исторического музея. Борис Белянинов писал тех, кого называют "уходящая натура": реставратор Иван Миронов, который пришел в музей, когда ему было двенадцать лет; Марина Постникова- Лосева – ученый мирового уровня, специалист по ювелирному делу, Нина Зверева – заведующая библиотекой. С каждым из них связаны яркие эпизоды из жизни Исторического музея.