14.02.2008 | 19:34

Русские в Берлине

В афише Берлинского кинофестиваля сегодня два фильма. Британец Амос Колек представляет историю взаимоотношений отца и сына – ленту "Неугомонный". Филипп Клодель, известный французский писатель, дебютирует в кино с картиной "Я так давно тебя люблю". В главной роли снялась актриса Кристин Скотт-Томас. Завтра на Берлинале состоится мировая премьера фильма Анджея Вайды "Катынь". О российских героях кинофорума рассказывают "Новости культуры".

С 1951 по 1978 год Берлинский фестиваль проводился летом, в июне. С переходом на зимнее время изменился не только гардероб звезд, но и сама философия праздника. Долгое время с похолоданием ассоциировалась отношение "Берлинале" к российскому кинематографу. Компенсировать отсутствие наших фильмов в основном конкурсе в этом году призваны картина Анны Меликян "Русалка" и фильм "Нирвана" Игоря Волошина, который вошел в программу Форума.

Фестивальные будни Игоря Волошина и его актерской команды складываются из бесконечных интервью и показов. Перед каждой демонстрацией картины режиссер лично проверяет звук. "Если я с самого начала не могу воздействоать на аудиторию, как задумал, это катастрофа. Я проверяю звук и смотрю, чтобы его не выкрутили обратно", – рассказывает Волошин. Воздействовать на аудиторию у него получается. Реакции зала позавидовали бы многие именитые режиссеры. После третьего показа Игорь уже был очарован местной публикой и стал называть ее самой вдумчивой и дисциплинированной в мире. Зритель отвечаел дебютанту взаимностью и долго не отпускал. "Я не боялся. Я как раз прохладности не боюсь. Там в самой картине заложена энергетика, она не может не будуражить. Эмоциональный эффект воздействия", – замечает Волошин.

Режиссер признается, что только в Берлине понял, какое кино он снял, и именно берлинская публика открыла ему глаза на результат его работы. Хотел рассказать подлинную человеческую драму, а получилось создать особое, ни на что не похожее кинематографическое пространство, новый художественный мир, не требующий реалистических объяснений.

В основе "Нирваны" – история о любви, о молодых людях, страдающих от наркотической зависимости, о тотальном одиночестве, о поиске себя в мире о бездуховности. Сложные готические костюмы героев, зловещий макияж, мрачные декорации умирающей архитектуры города, подвижная камера и преобладание крупных планов – именно так режиссер проецирует вовне внутренний нравственный распад героев.

Зрители говорят:
- Мне безумно нравится, как там стилистически замешаны жанры, стили, эпохи – от средневековья до современного техно. Это очень талантливо.
- В этом фильме очень сильные женские характеры. Такое могло бы произойти где угодно – и в Германии тоже. Вот только так рассказать историю может не каждый.


Развеять скептическое предубеждение по отношению к российскому кино Волошину удалось не только у зрителей, но и у более требовательной публики – фестивальных журналистов. "Мы идем смотреть русское кино. Сейчас будет все мрачно, все пьют, чернуха – никак не ожидали увидеть то, что у нас. У нас тоже невеселый фильм. Да мы развиваем. Это не может не радовать", – заверяет Волошин. Режиссеру и его артистам пришелся по вкусу климат Берлинского кинофестиваля, а зима оказалась не такой уж суровой, как предрекали.

Все материалы о Берлинском кинофестивале>>>