15.02.2008 | 11:28

О пополнении в коллекциях московских музеев

Сегодня собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина пополнится двумя работами. Это полотно итальянского художника де Кирико "Меланхолия поэта" и абстрактная композиция голландца Тео ван Дуйсбурга "Черный зигзаг". Их передаст в дар музею князь Никита Лобанов-Ростовский. О дарах и дарителях, благодаря которым пополняются коллекции крупнейших отечественных музеев, рассказывают "Новости культуры".

Отношения между коллекционерами и музеями складываются непросто. Иногда их сотрудничество бывает удачным – так было в 80-е годы, когда при Музее изобразительных искусств по инициативе Ильи Зильберштейна появился еще один – Музей личных коллекций. Тогда знаменитый ученый и искусствовед передал в дар две тысячи принадлежавших ему картин, рисунков, книг. Сейчас музей насчитывает тридцать личных коллекций. "Например, семья Родченко, они же вообще собирают русское искусство, они подарили нам более 500 экспонатов замечательных. Или вдова Александра Тышлера. К нам поступила коллекция его живописи. Или Святослав Рихтер, который передал свою коллекцию", – рассказывает директор Пушкинского музея Ирина Антонова.

Недавно фонды Музея изобразительных искусств пополнились картинами и рисунками Гончаровой и Ларионова, акварелями Максимилиана Волошина. И все-таки такие дары бывают не часто. Да и музеи берут не все, что им предлагают, ведь для них главное – качество произведений. Современные музеи не имеют собственных средств на приобретение шедевров. Они могут себе позволить разве что приобрести графику, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства. Так что проблема пополнения коллекций произведениями живописи по- прежнему стоит остро. Один из способов ее решения – организовать национальную подписку, как это делают в некоторых странах. "Англия покупала так вещи. Чтобы вещь не ушла из частного собрания, делалась национальная подписка, и люди могли, любой мог прийти и дать десять рублей. Но когда это вся страна вкладывает... Им удалось потрясающие вещи оставлять у себя", – рассказывает Антонова.

Те же проблемы пополнения коллекции существуют и у Третьяковской галереи. В советское время она не могла приобретать работы нонконформистов по идеологическим соображениям, а в наше время – по другой причине: из-за нехватки средств. Выручают художники. Многие известные мастера дарят свои работы в обмен на выставку или публикацию в каталоге ХХ века. "Мы обращались к художникам с просьбой подумать, как художники будут представлены в опубликованном каталоге, и многие художники осознают это, понимают и идут навстречу", – замечает заместитель директора по науке Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Художники дарят не только свои работы, но и расстаются со своими коллекциями. Так, недавно Владимир Немухин подарил пятнадцать картин. Среди них – работы Рабина, Вечтомова, Шварцмана. Идут переговоры с Виноградовым и Дубосарским, ведь спонсоров на приобретении этих работ пока нет.