15.02.2008 | 13:04

Неаполитанский хулиган Тото

Король, добровольно ставший шутом, великий комик с грустными глазами, любимец женщин, легенда итальянского кинематографа. Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения итальянского актера Антонио де Куртиса, которого весь мир знает под псевдонимом Тото. Рассказывают "Новости культуры".

С задворок Неаполя – в королевский дворец. В десять лет уличный парнишка Тото узнал, что он принц крови. Один его титул занимает несколько страниц. Его Высочество, герцог, граф и даже наследник Византийского престола – то есть император. Жизнь его изменилась полностью, но мечта стать актером осталась непоколебимой. "Воспитывался он уже как принц крови, но вырос он все равно неаполитанским пацаном, и эта странная ирония судьбы наложила отпечаток. Его пытались двинуть по военной или дипломатической линии, но, тем не менее, он настоял на актерской карьере", – рассказывает киновед Ирина Павлова.

Переубедить парня с асимметричным лицом и квадратной челюстью было невозможно. Недолго Тото проработал в массовке Неаполитанского театра комедии. Итальянские режиссеры мигом рассмотрели уникальный талант: он выглядел как аристократ, а вел себя как хулиган. С тех пор Тото становится звездой эстрады и кино. Он делает яркие пародии на кумиров экрана, он снимается у самых известных режиссеров – у Эдуардо де Филиппо в фильме "Неаполь – город миллионеров", у Кристиана-Жака в ленте "Закон есть закон", у Витторио де Сика, Марио Моничелли, Роберто Росселини. "Он постоянно ходит в обносках и смешных шляпах, валяет дурака с серьезными печальными глазами – никогда ведь он не смеется на экране. Хотя обладал фантастическим чувством юмора, его обожали женщины, а женщины мрачных не любят", – замечает Ирина Павлова.

Три счастливых брака – при том, что в те времена в Италии разводы были запрещены. Пользуясь королевским титулом, он ездил разводиться в Венгрию. В 1957 году, выступая в варьете в Палермо, Тото лишился зрения. Он уже почти ничего не видел, когда снимался в фильмах Дино Ризи "Операция "Святой Януарий" и Пьера Паоло Пазолини "Птицы большие и малые". "У него очки были, как он сам говорил, в ладонь толщиной. Он промерял съемочную площадку шагами – у него было фантастическое чувство ритма, – и по ритму шагов он работал. Он слышал, как он говорил: "Я слышу камеру"", – добавляет Ирина Павлова.

Страстью последних лет стало сочинительство. Он писал стихи и песни, многие из которых так полюбились публике, что их воспринимали как народные. Свой последний цикл стихов Тото выпустил на пластинке. Она называлась "Ливелла", как и заглавное стихотворение. В ней говорится о той, что приходит в черном и с косой и всех уравнивает – и императоров, и шутов.

К 110-летию со дня рождения Тото телеканал "Культура" покажет художественный фильм "Там, где свобода". Смотрите ленту сегодня в 21:05.

Читайте также:
Дирижер смеха Тото