16.02.2008 | 14:43

На "Карте мира". 15 февраля 2008 года

Анджей Вайда больше не будет снимать фильмы о войне, он намерен переключится на современность. Такое заявление классик польского кинематографа сделал накануне премьеры своего фильма "Катынь". Премьера состоялась в пятницу в рамках 58-го Международного кинофестиваля в Берлине. Рассказывают "Новости культуры".

- Ваша картина не участвует в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, почему для Вас было важно показать "Катынь" в Берлине?
- Вообще, в Берлине состоялся первый зарубежный показ моего фильма "Канал", и здесь, в Берлине, всегда есть аудитория для наших польских фильмов. И я вообще думаю, что "Катынь" – это последний фильм польской киношколы. По прошествии пятидесяти лет я остался последним режиссером польской киношколы.

Квартал вокруг Потсдамской площади сильно пострадал во время Второй мировой войны, но ни Восточный Берлин, ни Западный восстанавливать разрушенное не хотели. На место гигантского пустыря, заросшего травой, в 2000 году из западноберлинского Цоо-Палас переехал фестиваль. На месте Потсдамер Плац, которая получила имя Марлен Дитрих, был выстроен футуристический город из стекла и бетона. Во время фестиваля эти декорации становятся одной большой съемочной площадкой для сотни телекомпаний. В течение десяти дней Берлинский фестиваль работает, как огромный завод с десятками цехов. В огромном пресс-центре круглосуточно кипит жизнь.

"В этом году мы аккредитовали более четырех тысяч журналистов. Восемьдесят три страны пожелали освещать "Берлинале". Конечно, очень много представителей Германии, но больше половины пишущей прессы и телевизионщиков приехали из-за рубежа. Мы работаем, как часовой механизм. Сбоев пока не было", – замечает глава пресс-центра 58-го Берлинского кинофестиваля Фрауке Грейне.

Пресс-конференции и фотосессии не задерживаются ни на минуту, и даже звезды в ущерб своему звездному имиджу не позволяют опозданий. Иногда встречи режиссера с прессой напоминают научные конференции. Один из дебютантов "Берлинале" – французский писатель Филипп Клодель, снявший семейную драму "Я так давно люблю тебя" – историю о непростых взаимоотношениях родных сестер. "Литературой и кино я начал заниматься одновременно. Еще в университете снял первую короткометражку и, конечно, писал сценарии. В данном случае у меня было очень точное видение этой истории, представление о том, каким кино-языком ее нужно рассказать", – рассказывает Клодель. "Моя героиня изо всех сил пытается эмоционально принять свою сестру, изменить свое отношение к тому, что сестры попросту нет, она сидит в тюрьме. И обе сестры заплатили слишком высокую цену за свою разлуку", – добавляет актриса Эльза Зильберштейн.

Берлинскому фестивалю не хватает легкости, праздничного флера и, может быть, доли скандальности. На Мадонну и ее фильм "Грязь и мудрость", участвующий в программе Панорамы, в этой связи возлагались особые надежды. Однако поп-дива в новом режиссерском статусе вела себя спокойно и выдержанно, как обычная немецкая фрау, а ее картину вынуждены были похвалить даже самые придирчивые критики. Впрочем, Мадонна своим появлением компенсировала дефицит звезд, который наблюдался в этом году.

Еще одна особенность берлинского фестиваля – сувениры. Они отличаются особой практичностью: вместительные сумки, кружки, теплые шапки и шерстяные варежки. В субботу вечером, когда станут известны имена победителей и армия журналистов, критиков и наблюдателей бросится подводить итоги, вся символика 58-го "Берлинале", равно как и сам фестиваль, станут историей.

Все материалы о Берлинском кинофестивале>>>