18.02.2008 | 12:20

Александр Зархи: "В кино он вполз змеей"

В его внушительной фильмографии соседствуют "производственные драмы", фильмы о любви и экранизации русской классики. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Александра Зархи – одного из признанных классиков отечественного кинематографа. Он создатель лент "Высота", "Анна Каренина", "26 дней из жизни Достоевского" и многих других. Свои первые киноработы Зархи снял в соавторстве с другим знаменитым режиссером – Иосифом Хейфицем. Рассказывают "Новости культуры".

Черно-белые фотографии из семейного архива порой бывают более красноречивыми и эмоциональными, чем любой фильм или аккуратно написанная биография. На этих фотографиях Александр Зархи увлеченно показывает актерам, как нужно сыграть тот или иной эпизод; на них видны его выразительные руки, на каких-то снимках он за камерой. Становится понятно, что он делал на съемочной площадке буквально все. "Дома, он не мог и лампочку вкрутить, то на съемках все умел", – рассказывает дочь режиссера, киновед Нина Зархи.

Говорят, он и мыслил "монтажно". Если сравнить режиссерский сценарий и готовую картину, получится абсолютное соответствие. В детстве Александр Зархи мечтал стать скрипачом. Потом, уже будучи кинорежиссером, он собирался снять фильм о Паганини, а в восемьдесят лет в какой-то степени реализовал и эту мечту, сыграв в своей ленте о Чичерине уличного музыканта-скрипача. "Если говорить, о том, что его определяло как человека и режиссера, то это необыкновенное сочувствие к людям и невероятное любопытство", – замечает Нина Зархи.

Как гласит семейная легенда, в кино он "вполз змеей". На вступительных экзаменах Зархи показывал этюд, в котором изображал змею. Институт экранного искусства, правда, через год закрыли, и творческая молодежь вступила в Общество друзей советского кино. Александр Зархи вместе Иосифом Хейфицем ходили в кинотеатры и фиксировали реакцию зрителей. До 1948 года Зархи работал вместе Хейфицем. Их первым признанным шедевром стала картина "Депутат Балтики", получившая гран-при на Всемирной выставке в Париже. Героя, прототипом, которого был Тимирязев, сыграл актер Николай Черкасов. Фамилия Полежаев ему досталась от учителя математики, который когда-то не позволил выгнать Александра Зархи из гимназии.

О Зархи всегда ходило много мифов и легенд, которые зачастую оказывались правдой. Он действительно был очень рассеянным человеком в быту. Мог надеть не только пальто с вешалкой, но и чужие галоши, не пропускал ни одного фильма и отправлял бесчисленное количество телеграмм на все киностудии Советского Союза в которых либо хвалил либо ругал совсем не знакомого режиссера.

За всю жизнь он не уволил ни одной женщины. Своим лучшим фильмом он считал картину "Моя родина". Сталин запретил ее, а Зархи и Хейфица на несколько лет отлучили от кино. Лишь спустя годы ленту показали на Венецианском кинофестивале. Всю жизнь Александр Зархи не переставал удивляться: как можно еще и деньги получать за эту невероятную радость – заниматься своим любимым делом?

Читайте также:
Живое кино Александра Зархи. К 100-летию со дня рождения режиссера