18.02.2008 | 17:41

Екатерина Селезнева о выставке произведений Тулуз-Лотрека

О выставке произведений Тулуз-Лотрека в студии "Новостей культуры" рассказывает главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Екатерина Селезнева.

- В российских собраниях довольно мало произведений Тулуз-Лотрека. Почему так сложилось?
- Вы знаете, Тулуз-Лотрека мало не только в российских собраниях. Его живописных работ не так много и по всему миру. Дело в том, что Тулуз-Лотрек происходил из знатного графского рода и вообще не считал для себя возможным и серьезным продавать картины. Он их с удовольствием дарил или вешал там, где ему разрешали их вешать. В результате, его творческое наследие оказалось разбросанным по многим частным коллекциям. Затем что-то было подарено и в государственные коллекции, но во многих музеях произведения Тулуз-Лотрека действительно считаются единичными. Их не так много.

- А в чем главная особенность выставки "Парижские удовольствия"?
- "Парижские удовольствия" показывают графику Тулуз-Лотрека, потому что именно в этом виде искусства он во многом был первопроходцем. Его гравюры напоминают импровизации. То есть человеку, который не знает и не знаком с графическими техниками, может показаться, что он видит перед собой рисунок пером или карандашом, акварель или гуашь, а на самом деле это тиражная графика, и показать эту тиражную графику нам показалось очень интересным. Ее мало знают, и нам кажется, что она может существенно дополнить знания о творчестве Тулуз-Лотрека.

- Слава Лотрека при жизни имела довольно скандальный характер. А когда к нему пришло настоящее признание как художника?
- Когда Лотрек умер, ему было неполных тридцать семь лет, и один французский журналист написал в газете: "Есть любители корриды, любители казни и других грубых удовольствий. Какое счастье, что в мире мало таких художников, как Тулуз-Лотрек". Вторая часть его пророчества, в общем, оказалась актуальной, потому что действительно таких художников, как Тулуз-Лотрек, больше нет. Вскоре после его смерти многие современники стали это осознавать. Существует даже история про некую даму, которая так пожалела бедного, рано умершего художника, что сказала о том, что сожалеет, что он умер, так как она бы вышла за него замуж. У нее спросили: "Почему же Вы не сделали этого при жизни?", на что она ответила: "Но тогда же он не был так знаменит!".

Читайте также:
"Парижские удовольствия" Анри де Тулуз-Лотрека