18.02.2008 | 19:21

Произведения Тулуз-Лотрека - на выставке в Третьяковке

"Парижские удовольствия" Анри Тулуз-Лотрека. Более ста графических работ матера представлены на выставке в Государственной Третьяковской галерее. Афиши, рисунки, иллюстрации и литографии хроникера парижской богемы входят в собрание знаменитого коллекционера Жака Дусе, современника Тулуз-Лотрека. Теперь сокровища Национального института истории искусства Франции могут увидеть и российские почитатели таланта "самого парижского француза". Рассказывают "Новости культуры".

Тулуз - Лотрека называют самым парижским художником. Ему, как никому другому, удалось передать тот праздник жизни, который царил во французской столице в начале XX века. Художник проводил все время в кабаре, кафе – шантанах, цирке. Он был легендарной фигурой, аристократом, среди его предков были даже крестоносцы. Сам же Лотрек оказался на обочине жизни. Недуг лишил его общения с представителями высшего света. Тем не менее, художник изображал "Парижские удовольствия". Так он назвал одну из серий своих литографий. Для него же самого удовольствием было рисование.

Екатерина Селезнева, куратор выставки: "Его жизнь сама выпихнула на Монмартр. Будучи человеком очень образованным, замечательно воспитанным, с идеальным вкусом. Это такой классический случай "Принцессы на горошине".

Не всем " удовольствия", которые изображал Лотрек, были по душе. Люди из Высшего общества предпочитали вычурные балы канканам в парижских кафе. К тому же сама атмосфера кабаре вызывала у аристократов брезгливость. Сам же Лотрек видел изнанку жизни и писал ее без прикрас. Художник наблюдал за всем происходящим и выхватывал самые характерные жесты, позы, движения.

Екатерина Селезнева, куратор выставки: "Представьте, как бы вы себя чувствовали, если вы приходите в кафе к Аристиду Брюану. И вдруг вы слышите: "Ну что, хрычевки, разрядились, что приперлись, что хотите увидеть. То есть, эти удовольствия иногда граничили с шоком".

Тулуз - Лотрек превратил литографию в высокое искусство. Хотя художник никогда не работал ради денег, ему стали заказывать афиши и плакаты для престижных изданий.

Екатерина Селезнева, куратор выставки: "Тулуз - Лотрек изобрел тот прием, который потом с блеском использовал Энди Уорхолл. То есть, превратить человека, его лицо в знак, в эмблему, в символ совершенно чего-то определенного. И, конечно, Тулузу - Лотреку в этом нет равных".

К тому же, кто бы сейчас знал, как выглядели танцовщицы парижских кафе начала ХХ века Ла Гулю, Иветт Гильбер, Марсель Лендер без Тулуз-Лотрека и его "Парижских удовольствий".
Читайте также: Екатерина Селезнева о выставке произведений Тулуз-Лотрека

"Парижские удовольствия" Анри де Тулуз-Лотрека