19.02.2008 | 11:29

Открывается Первый фестиваль современного кино Латинской Америки

Главные призы Берлинского кинофестиваля завоевали в этом году ленты из Латинской Америки. Тем не менее, этот регион часто воспринимают как кинематографическую провинцию или, в лучшем случае, как поставщика новых талантов для киноиндустрии США. Развеять этот миф поможет Первый фестиваль современного кино Латинской Америки, который стартует сегодня в Москве. В программе смотра – двадцать фильмов из тринадцати стран. Рассказывают "Новости культуры".

"Да здравствует Мексика", – провозгласил когда-то Сергей Эйзенштейн, очарованный этим далеким краем. Свою киноэпопею об истории, легендах и обычаях этой страны режиссер не успел завершить. На протяжении нескольких десятилетий 75 метров пленки хранились в США, и только спустя много лет фильм был восстановлен. В картине оказалось не так много экзотики, а жизнь мексиканцев в чем-то даже перекликалась с нашими реалиями. Лента "Да здравствует Мексика", открывающая фестиваль, во многом станет его лейтмотивом. "Вообще кинематограф отражает жизнь людей на том уровне, когда видны не только различия. Мы надеемся, что мы многое узнаем и про себя, глядя на жизнь других стран", – полагает директор Музея кино Наум Клейман.

Латиноамериканские фильмы сегодня – это остро социальное кино. Режиссеры исследуют жизнь людей в современных городах и деревнях, размышляют о прошлом. Например, парагвайская лента "Реквием по солдату" – это история офицера на фоне войны, которую вел Парагвай с Боливией в 30-х годах прошлого века. Однако даже самые жесткие истории не лишены романтизма – такова особенность национального менталитета. Герои картин – это не люди повседневности, а настоящие чудаки и фантазеры, подчас легко изменяющие свою жизнь. Например, пятеро друзей из уругвайской картины "Путешествие к морю". В одночасье они бросают все и на стареньком грузовике устремляются к морю, которого они никогда не видели.

"Как и в литературе, у них есть черты магического реализма. Потому что латинское кино ориентировано не только на повседневность, на быт, но и на такие чудеса, которые случаются – казалось бы, сверхъестественные, а на самом деле, очень человечные, – продолжает Наум Клейман. – Кубинский фильм "Viva Cuba" – фильм, в котором рассказано о детях. На самом деле, это такая свежесть мировосприятия, такое ощущение юности мира".

Лента "Viva Cuba" – одна из самых ярких картин фестиваля. Это своего рода детская дорожная история . Хорхито и Малу не ровня – так решают за них родители. Друзья с этим не согласны. Они убегают из дома и пускаются в чудесное путешествие по родному острову. В ленте снялись дети из Кубинского театрального кружка, очень популярного в стране. Куба – одна из тех стран, которая в последние годы уделяет кинематографу повышенное внимание. Для съемок на остров активно приглашаются зарубежные режиссеры, там открылась своя киношкола. Критики все чаще заговаривают о появлении "новой кубинской волны". "Фильм, который представлен на фестивале, – "Трижды по два" – один из таких примеров. Три молодых режиссера в возрасте тридцати лет сняли три новеллы – довольно экспериментальные", – рассказывает организатор фестиваля Алексей Чернышов.

Экспериментирующие кубинцы, романтичные парагвайцы, шокирующие мексиканцы – знакомство с ними продолжится и после фестиваля. За две с половиной недели все показать невозможно. Музей кино и Институт Латинской Америки планируют открыть настоящий клуб любителей латиноамериканского кино и устраивать еженедельные показы.

Читайте также:
Фестиваль современного кино Латинской Америки