19.02.2008 | 12:08

Кино про людей и сильные чувства. Режиссер Андрей Стемпковский

Андрей Стемпковский получил диплом кинорежиссера всего несколько месяцев назад, но одна из его первых самостоятельных работ – короткометражная лента "Лиза" – уже была показана на Берлинском международном кинофестивале. Рассказывают "Новости культуры".

Андрей Стемпковский к своей профессии относится фанатично. В его квартире даже холодильник обклеен кадрами из любимых фильмов, причем экспозиция постоянно обновляется. Два месяца назад Стемпковский защитил диплом в мастерской Петра Тодоровского, и вот одна из его дебютных работ уже оказалась во внеконкурсном показе фестиваля в Берлине. В картине снялась театральная актриса Елена Михальчук. Для нее работа в кино тоже стала дебютом. Андрей признается, что при выборе главной героини для него важнее был не актерский талант, а, скорее, человеческие качества: ранимость, уязвимость и трогательность.

В основе сюжета короткометражного фильма "Лиза" – история девушки, страдающей от физического дефекта – родимого пятна на лице. Это история ее переживаний, стрессов и страхов. Она находится в одном шаге от своей мечты – знакомства с парнем, который ей очень нравится, – но в последний момент девушка уступает своим комплексам. "Дело не в том, что родимое пятно на всю щеку, а в том, как человек живет с этим физическим недостатком", – замечает Елена Михальчук. "Есть ли пятно на лице, или оно проецируется в сознании", – добавляет режиссер.

Фильм снят в полудокументальной стилистике: подвижная камера, подглядывающая за персонажем, преобладание крупных планов. "У нас большие проблемы в кино с правдоподобием. Инъекции нужны в виде отказа от постановочности", – убежден Андрей Стемпковский. Впрочем, как зритель Андрей не отрицает постановочное кино, а, напротив, восхищается им. Особая гордость киномана Стемпковского – раритетное издание фотоальбома Стэнли Кубрика с настоящей пленкой из фильма "Космическая Одиссея". "Я впадаю в отчаяние! Лучше снять невозможно! Может, и не надо снимать", – говорит он, рассматривая альбом Кубрика.

Когда отчаяние отступает, Андрей думает о том, какое кино будет снимать он сам. Круг тем, которые волнуют его как художника, он уже определил. "Это будет кино про людей и сильные чувства. На грани патологии или даже за гранью. Это чувство отчаяния, любви, ненависти", – обещает он. Поэтому родимое пятно в фильме "Лиза" – это всего лишь метафора. Форма вторична. Самое главное – донести до зрителя историю маленького человека, его личную трагедию.