19.02.2008 | 19:31

Не стало музы Григоровича

Не стало Наталии Бессмертновой. Она умерла в Москве на 67-м году жизни. Яркая, неповторимая, Бессмертнова по праву считалась одной из первых балерин ХХ века. Ее называли "лучшей Жизелью". После этого спектакля молодую солистку ждал подлинный триумф. "Ромео и Джульетта", "Спартак", "Легенда о любви", "Иван Грозный" – Наталия Бессмертнова блистала в балетах, поставленных ее мужем – выдающимся хореографом Юрием Григоровичем. Рассказывают "Новости культуры".

О том, что сегодня не стало Натальи Бессмертновой, артисты Большого узнали буквально за полчаса до начала генеральной репетиции "Сильфиды". Известие потрясло всю труппу театра. "Узнала, что не стало Наташи. Не могу в это поверить, просто подкашиваются ноги", – скорбит педагог-репетитор Марина Кондратьева.

В Большой она пришла в 1961 году и тридцать пять лет проработала в главном театре страны. Партия Ангелочка в "Дон-Кихоте" стала дебютом Наталии Бессмерновой. Выпускница хореографического училища, она заметно выделялась в кордебалете Большого, чем очень сильно раздражала ведущих солисток и прим. "Наташа была той звездной плеядой. Она была интересна своей
неповторимой индивидуальностью", – рассказывает педагог-репетитор Борис Акимов.

Когда Бессмертнова станцевала свою первую "Жизель", в 1963 году, в постановке Лавровского, критики поставили ее в один ряд с Павловой и Спесивцевой – та же нота, тот же надрыв. Уже тогда попасть на ее спектакли было невозможно. "В ее творческом облике сочетались романтическая хрупкость и настоящая внутренняя сила и техника, которая позволяла танцевать роли разного плана", – вспоминает художественный руководитель балетной труппы Большого Алексей Ратманский.

Наталия Бессмертнова была музой и женой Юрия Григоровича. Балерина и хореограф всюду были вместе. На нее Григорович поставил свои знаменитые балеты – "Ромео и Джульетта", "Золотой век", "Раймонда", "Спартак", "Легенда о любви". Бессмертнова была первой исполнительницей партии Анастасии в "Иване Грозном" в Парижской Опере. "Наташа была создана для его спектаклей. Ее данные позволяли ставить на нее и делать шедевры", – убеждена Марина Кондратьева.

В Европе о Бессмертновой заговорили уже в шестидесятые. Первая премия на конкурсе в Варне, затем премия Анны Павловой. Критики говорили о ее изящных руках, гибком теле, мягких и выразительных движениях. Закончив балетную карьеру, Бессмертнова ассистировала Григоровичу. Они вновь вместе кочевали по всему миру. К юбилею Шостаковича восстанавливали в Большом "Золотой век". Для Кремлевского балета ставили "Ромео и Джульетту" и "Ивана Грозного".

"Она чувствовала индивидуальность, не давила на артистов. Брала девочек из кордебалета и добивалась с ними поразительных результатов", – замечает художественный руководитель театра "Кремлевский балет" Андрей Петров. Она так и осталась самой неразгаданной, мистической Жизелью.

В память о Наталии Бессмертновой в эфире телеканала "Культура" будет показана телевизионная программа "Героини Наталии Бессмертновой". Смотрите сегодня в 20:45.

Читайте также:
Прощание с Наталией Бессмертновой пройдет в пятницу

Деятели культуры о кончине Наталии Бессмертновой

Не стало балерины Наталии Бессмертновой