21.02.2008 | 13:22

Обновленная "Сильфида" на сцене Большого

"Сильфида" – это старейший из классических балетов, сохранившихся на современной сцене. Он дал жизнь такому явлению как "романтический балет", а первая исполнительница партии Сильфиды ввела в балетный обиход неведомые до того пуанты. Второй раз она была поставлена в Дании в 1836 году. Именно эту постановку усовершенствовал многолетний премьер Датского королевского балета Йохан Кобборг. Он тщательно воссоздал аутентичную версию Августа Бурнонвиля, но окрасил постановку свежими тонами современности. Рассказывают "Новости культуры".

В этот вечер Йохан Кобборг сменил балетную форму на костюм. "Для Большого слишком много не бывает", – замечает он. Премьеру танцевали Наталья Осипова и Вячеслав Лопатин. Йохану, который сам танцевал партию Джеймса в тринадцати разных постановках, волнение Вячеслава было понятным.

"Сильфида", которая больше десяти лет продержалась в репертуаре Большого, была нечастой гостьей на афишах. Знатоки балета торопились первыми увидеть обновленную версию, но пока лишь профессионалы могут сказать, чем отличаются эти две "Сильфиды". "Эта Сильфида более сдержанная, требует одухотворенности, потустороннего образа", – поясняет педагог-репетитор Большого театра Марина Кондратьева.

Старую "Сильфиду", как говорят в балетном мире, "затанцевали. История человеческих страстей превратилась в наивную сказку и больше напоминала старинные гравюры в музейном архиве. Поэтому назрела потребность в обновленной постановке. "Ушли важные мизансцены и понимание того, что этот спектакль о живых людях, что это настоящая история, которую можно танцевать", – говорит худрук балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский.

Йохан Кобборг, солист датского Королевского балета и премьер Ковент-Гарден, знает в совершенстве стиль Бурнонвиля – автора самой известной датской "Сильфиды". Именно он учил артистов Большого компактности и филигранности датского стиля. "Конечно техника. Когда работают ноги, очень сложно", – считает педагог-репетитор Большого Борис Акимов.

Какая будет Сильфида, каждая танцовщица решает сама – все зависит от индивидуальности. Наталья Осипова со своей Сильфидой разобралась быстро: "Очень женственная , чтобы понятно было, почему он ушел к ней", – говорит она.

Это история о парне, который сбежал из-под венца, променяв деревенскую невесту на Сильфиду – фею воздуха. Однако хэппи-энда не будет. Сильфида погибнет, а Джеймс останется с разбитым сердцем. "Сильфида – мое воображение, и возникает оно потому, что я не уверен в своих чувствах к Эффи. Поэтому появляется этот персонаж", – рассказывает солист Вячеслав Лопатин.

После кукол и фей, партия колдуньи Мэйдж для Ирины Зибровой стала полной неожиданностью. Однако Кобборг, танцевавший с ней в "Королях танца", убедил балерину в том, что это будет не старая уродина, а, скорее, женщина с прошлым. "Может, себя играю столько страстей и бурь, и эмоций", – говорит Ирина.

В постановках Бурнонвиля и Тальони партию Мэйдж танцевал мужчина. В пятницу, на премьерном спектакле, Кобборг сам примерит костюм Мэйдж и впервые выйдет в этой партии. "Может быть, это будет первый и последний раз. Не знаю, но это очень сложный образ. Я таких женщин боюсь, и в тоже время мне они интересны", – признается Кобборг.

Эскизы от Питера Фармера – подарок в день премьеры. Легкие, воздушные – такие же, как декорации и костюмы. Сам Кобборг не совсем уверен, что эта "Сильфида" станет точной копией бурнонвилевской, но очевидно, что новый балет скроен по датским классическим меркам.

Читайте также:
Анна Галайда о новой постановке балета "Сильфида"

"Сильфида", скроенная по датским меркам

"Сильфида" по-бурнонвилевски