22.02.2008 | 15:52

Двойная мечта искусства

Тиражирование в искусстве – явление довольно противоречивое. С одной стороны, это приумножение искусства, с другой – отсутствие уникальности. Вальтер и Элеонора Росси сумели преодолеть это противоречие. Полвека назад они основали в Риме необычную типографию и пригласили к сотрудничеству знаменитых художников из разных стран. В их числе оказались Генри Мур, Ренато Гуттузо, Фрэнсис Бэкон. Творцам была предоставлена возможность использовать последние достижения полиграфического искусства. Такова вкратце предыстория выставки "Двойная мечта искусства", которая открылась минувшим вечером в столичной галерее Зураба Церетели. Рассказывают "Новости культуры".

Создать что-то необычное и новое – с такой идеей задумывалась типография Росси. Художникам это удалось. Их произведения не похожи на обычную графику – в них используются рельефы и абстракции. В результате экспериментов художники смогли размыть границы графического искусства. Для типографии были созданы эксклюзивные большие станки – чтобы появилась возможность создавать огромные полотна; а высокое давление прессов способствовало появлению рельефов на бумаге. "Надо иметь книжный масштаб, а она взяла и выросла до масштаба стены. Но она держит эту стену, держит ее графическими средствами. В том числе и рельефами", – замечает искусствовед Александр Якимович.

Мастера используют как технические приемы, так и чисто художественные. Они вручную расписывают полотна, используют зеркальные отражения, контрасты черного и белого. Также непосредственно на пластину наносится акварель. "Если в традиционной полиграфии применяется негативное отражение, и художник вначале видит негативную часть, то здесь непосредственно при самой печати наносятся акварельные краски – то есть художник может вмешиваться в сам процесс полиграфии, и это новый подход", – рассказывает директор печатной мастерской Симона Росси.

Сама бумага часто превращается из материала в художественное средство. Все это делает графику уникальной. "Речь идет не о широкой полиграфии, когда печатаются большие тиражи плакатов или афиш. Каждая из этих работ печатается очень ограниченным тиражом, иногда в одном экземпляре", – замечает советник по культуре посольства Италии Альберто ди Мауро.

Спустя полвека со дня основания типография Росси по-прежнему остается экспериментальной. Для того, чтобы появлялись новые идеи, туда приглашают знаменитых художников. В настоящее время идут переговоры с двумя итальянским мастерами.