22.02.2008 | 19:30

Вся жизнь – во славу русского балета!

Сегодня в Москве прощались с великой танцовщицей ХХ века Наталией Бессмертновой. В атриуме Большого театра собрались ее коллеги, друзья, поклонники. Соболезнование Юрию Григоровичу – супругу народной артистки СССР – направил Владимир Путин, отметив, что "российская культура понесла тяжелую утрату. Ушла из жизни блистательная танцовщица, с именем и творчеством которой связаны незабываемые страницы истории отечественного балета".

Почти пятьдесят лет творческой жизни отдала она искусству балета. Специально для нее ставил спектакли Григорович. "Спартак", "Золотой век", "Иван Грозный", "Легенда о любви", "Ромео и Джульетта". Каждая партия открывала новые грани ее редкого дарования. Закончив карьеру танцовщицы, она работала педагогом-репетитором, помогала восстанавливать знаменитые спектакли, вошедшие в мировую сокровищницу танца. Рассказывают "Новости культуры".

Тридцать пять лет на сцене Большого. Сегодня поклонники Наталии Бессмертновой, прощаются с балериной. "Великая балерина, муза Юрия Николаевича Григоровича, никто лучше не танцевал партии в его спектаклях", – убеждена заслуженная артистка России Елена Рябинкина.

Михаил Лавровский учился в одном классе с Наталией Бессмертновой, знает ее с десяти лет. Первый триумф на сцене Большого театра в 1963 году она разделила с ним. После премьеры "Жизели" критики поставили ее в один ряд с Павловой и Спесивцевой. "Это было новое видение "Жизели". Предельно классично, эмоционально, правда чувства всегда волнует, и главное – индивидуально гениально",– вспоминает Лавровский.

Победа на конкурсе в Варне в 1965 году – тогда Лавровский и Бессмертнова танцевали этюд Листа. Потом была хореография Голейзовского, и вновь критики заговорили о ее прекрасных руках и трагических изломах тела. "Бог дал ей такую природу, такую хрупкость, романтизм, прозрачность, которую использовал в своих работа Касьян Голейзовский", – замечает педагог-репетитор Большого театра Борис Акимов.

В Большом театре Бессмернова кочевала из класса в класс, меняя педагогов. Уланова, Семенова, Гердт – от каждой она взяла что-то для себя. Она муза и жена Юрия Григоровича. "Он ставил на нее свои спектакли. Она была неповторимой Ширин, Джульеттой, Ритой, Анастасией", – добавляет худрук балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский.

Новое поколение танцовщиц сегодня учится на ее образах. "Такие прекрасные руки хотелось перенять. В "Раймонде" было что-то фантастическое", – говорит заслуженная артистка России Мария Аллаш. Наталия Бессмертнова была первой Анастасией в "Иване Грозном". Позже в Парижской Опере она учила француженок той надрывности и драматизму. "Передача образа, состояние, манера – особенно когда Иван выбирает невесту. Настоящая русская женщина!", – заявляет педагог-репетитор Большого театра Юрий Владимиров.

Они до последнего были вместе – Григорович и Бессмертнова – хореограф и его муза. Она ушла неожиданно, как Жизель, став еще одной легендой Большого.

Все материалы о Наталии Бессмертновой>>>