23.02.2008 | 17:01

Диалог с Пелецисом

Как составить слово "вечность" не из восьми букв, а, например, из четырех? Невозможность этого доказывал композитор Владимир Мартынов на своем фестивале в столичном центре "Дом". Композитор Георгий Пелецис не смог приехать на фестиваль из-за болезни, но диалог между двумя однокурсниками продолжался и минувшим вечером. Как написать совместное произведение, находясь в разных странах, и попытаться составить слово "вечность" из недостаточного количества букв, рассказывают "Новости культуры".

Владимир Мартынов сначала продемонстрировал свою инсталляцию "Танцы на берегу" – под музыку шести Багателей представителя нововенской школы Антона Веберна. Багатели – среди самых коротких сочинений в истории музыки. Они длятся около двадцати секунд, не больше. Мартынов совместил их, затем поработал с приливами волн в фотошопе, и получилась инсталляция, которая иллюстрирует волнения самого композитора. "Иллюстрирует фразу Фуко, который написал, что настанет время, когда человек исчезнет, как исчезает лицо на прибрежном песке", – поясняет Мартынов. "Скоро исчезнет и композитор как творческая индивидуальность", – считает он.

Мартынов играет Малера, потом говорит: "Ну вот тут начинаются какие-то ошибки". Эти ошибки были сознательно сделаны в Аллюзиях на темы Малера. "Тут все время идет к Малеру. С моей точки зрения, Малер – последний композитор, который сказал последнее слово в западноевропейской музыке", – говорит Мартынов. Малер оказался символом уже несуществующей, по мнению Мартынова, профессии композитора. Смысл написания музыки сегодня Владимир Иванович объясняет, цитируя анекдот про Кая из "Снежной королевы". "Это анекдот смешной, а, может, и несмешной. Понятно, что из этих букв составить слово нельзя. Но в этом и заключается вечность. Мы можем вечно этим заниматься", – поясняет Мартынов.

Этим занимается не только Владимир Мартынов, но и латвийский композитор Георгий Пелецис. На концерт он приехать не смог, поэтому его произведения играл ансамбль Opus Post и пианист Валерий Афанасьев. "Переписка" – это письменно-музыкальная переписка Пелециса и Мартынова. Композиторы писали друг другу письма и музыкальные партитуры, в конце добавляя два слова: "Твой ход". Получилось целое произведение с множеством посткриптумов. После этого переписка между музыкантами не закончилась, как и диалог двух композиторов.