24.02.2008 | 14:46

Мистификации Казимира Малевича

23 февраля родился один из самых неоднозначных художников двадцатого века – Казимир Малевич. Этот день многие информационные источники определяют как 130-летие со дня его рождения. Однако этот факт оспаривают искусствоведы Третьяковской Галереи. Они уверены, что Казимир Северинович прибавил себе год. Какие еще загадки связаны с именем и творчеством знаменитого авангардиста, рассказывают "Новости культуры".

Все, что говорится о Казимире Малевиче, в той или иной степени оказывается искажением действительности. Ведь сам художник всю жизнь творил мифы не только в искусстве, но и в жизни. Один из таких мифов – день рождения Казимира Малевича. Искусствоведы утверждают, что по какой-то причине художник предпочел быть старше на год. В 2004 году исследователи нашли этому подтверждение. "Были опубликованы записи из метрической книги о крещении Малевича, а сама книга датируется 1879 годом. Это неоспоримый факт, и все знатоки уже признали, что мы празднуем юбилей на год раньше", – рассказывает искусствовед Ирина Лебедева.

Кроме того, художник очень часто ставил более раннюю дату на своих произведениях – иногда с разницей до двадцати лет – так, чтобы эволюция его творчества была представлена без изъянов. Он будто бы имел привычку смотреть на самого себя из будущего. По такому же принципу составлена коллекция Третьяковской галереи. Начало истории – знаковый Черный квадрат, 1915 год. Картина была впервые выставлена в 1929 году. Чудом сохранилась фотография, запечатлевшая Малевича, когда он пришел на выставку и ужасно расстроился – на квадрате появились трещины, патина времени, которой не должно было быть на абсолютно черном знаке новой эпохи. "По воспоминаниям сотрудников Третьяковской галереи, он тогда приходил до открытия в залы и писал второй "Черный квадрат". Он тоже хранится в Третьяковской галерее", – продолжает Ирина Лебедева.

В коллекции было еще две супрематические работы, но в конце 20-х годов они стали предметом обмена с зарубежными коллекциями. Одна картина теперь хранится в Музее Людвига в Германии, другая украшает британскую галерею "Тэйт". В российской коллекции сохранился портрет Матюшина 1913 года, подаренный Третьяковке коллекционером Костаки, а также много работ учеников и последователей Малевича – Лепорской, Экстер и Попова. Для многих отец супрематизма так и остается загадкой.