24.02.2008 | 15:12

Певец Красной Армии Митрофан Греков

Студия военных художников была создана в Москве уже после смерти Митрофана Грекова. Автор более трехсот живописных полотен и первых советских батальных панорам оставил также множество фронтовых зарисовок. Как создавалась художественная летопись Красной армии, кто сегодня хранит память о тех днях? Рассказывают "Новости культуры".

Дом с наличниками Митрофан Греков купил сразу после революции и собственноручно выкрасил в зеленый цвет. После смерти художника, уже в конце 50-х, дом стал музеем и перекрашивался то в желтый, то в синий, то даже в красный цвет. Лишь в прошлом году он вновь обрел прежний облик. За жизнь этого дома отвечают Вера, Татьяна и Любовь. Три месяца назад музей справил пятидесятилетие. К этой дате настроили мемориальное пианино. Под романсы Чайковского в исполнении жены художник рисовал степь,
под сонаты Бетховена – войну.

"Вот какой интересный мужчина. Я бы влюбилась в него, тем более он талантливый", – признается заведующая домом-музеем Грекова Татьяна Родионова. "Но любить творческую личность очень сложно. Да, Антонина Леонидовна была ему верной женой", – замечает научный сотрудник дома-музея Вера Лиховидова.

В этом доме выпускник Петербургской Академии художеств Митрофан Греков прожил десять лет. Все свои известные картины – "Трубачи первой Конной армии", "Тачанка" и первую советскую диораму "Взятие Ростова" – художник создал уже в Москве. "Но именно в столице донского казачества – Новочекасске – Греков сформировался как мастер батальной живописи", – не устают повторять Вера, Татьяна, Любовь. "Здесь очень сложное состояние. У него ж здесь колоссальное движение масс, фигур", – замечает Татьяна Родионова.

Молодой Греков рисовал и родной пейзаж, но его все равно тянуло на войну. Во-первых, Греков закончил мастерскую Рубо – автора легендарной панорамы "Бородинская битва". Поселившись на Дону, он стал свидетелем Гражданской войны. В 1920 году мастера-баталиста Буденный и Ворошилов лично позвали его в Первую Конную армию, на должность штатного художника. "Он согласился сотрудничать с Красной Армией. Ему хотелось писать, а не хватало средств даже на краски, а тут появилась возможность писать масштабные полотна", – рассказывает Вера Лиховидова.

С тех пор Ворошилов лично привозил краски Грекову. Тогда появились картины: "В отряд к Буденному", "Стремительный натиск", "Кавалерийская атака". По этим картинам сегодня можно изучать хронологию военных действий. Сам художник эту живопись назвал "социалистическим реализмом". Завистники Грекова закрепили за ним ярлык: "певец Красной армии". Он действительно воспевал войну, но только изображал ее не условно и не парадно. В 1932 году для первой персональной выставки Греков нарисовал тридцать картин, на которых где крупным планом становились люди, а не революционный пафос. "Он стал разочаровываться в тех событиях, переживал, и, может быть, это и ускорило его кончину", – полагает Вера Лиховидова.

Греков умер за работой. В Крыму он рисовал эскизы для панорамы Перекоп. За хорошую работу Ворошилов обещал выхлопотать квартиру для художника, который скитался с семьей по московским подвалам. "Мы бы хотели копии его знаменитых картин – тех, что есть в Москве. У нас ведь только три картины и десять этюдов. В выставочном зале мы бы могли поместить хорошие копии, и, желательно, сделали бы их художники-баталисты из Студии имени Грекова", – говорят в доме-музее.

Из груш, посаженных Грековым, каждый год варят варенье и угощают посетителей. Детям такие экскурсии по вкусу. "Знаете, как говорится: если не мы то кто же? Ну кто им расскажет еще?" – так говорят хранительницы домашнего музея Вера, Татьяна, Любовь. То, что они делают, нельзя назвать подвигом, но что-то героическое в этом, безусловно, есть.