26.02.2008 | 11:32

Одноактные балеты номинированы на "Золотую маску"

Сразу семь одноактных балетов представлены в этом году на конкурс фестиваля "Золотая маска". Ведущие театры России почувствовали вкус к лаконичным спектаклям. Балетмейстеры и танцовщики осваивают хореографию американских классиков, не забывая и о русских шедеврах столетней давности. Балетный марафон в Большом открыла пермская труппа, накануне вечером свой проект показал Мариинский театр. На очереди Новосибирск и Москва. Рассказывают "Новости культуры".

Одноактные балеты, которые так любят на Западе, вышли из тени трехактных гигантов и заняли свое место в репертуаре театров. Пермская труппа переключилась с Баланчина на Роббинса и вопреки всем правилам получила право на постановку сразу двух одноактных балетов – "Времена года" и "Концерт". "Последней каплей было выступление в Нью-Йорке. Через два дня пришел факс: "Мы видели вашу труппу, вы можете танцевать все"", – рассказывает художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.

Джером Роббинс – известный бродвейский хореограф. Он "американизировал" классический балет и сблизил его с эстрадным мюзиклом. "Концерт" на музыку Шопена – это танцевальный аттракцион на все времена, балет-разоблачение, в котором Роббинс показал ошибки балетных танцовщиков. Ярослава Араптанова за этот спектакль номинируется как лучшая балерина. "Мне интересно что-нибудь новое попробовать. Другие движения тела помогают в неоклассике", – замечает Ярослава Араптанова.

Восстановленный в Большом "Класс-концерт" показывает закрытую балетную кухню. В коротких эпизодах успевают блеснуть настоящие звезды. "Я сделал ряд версий на Западе в несколько укороченном варианте. Там нет таких звезд, как у нас", – говорит постановщик спектакля Михаил Мессерер.

Американская хореография в Большом мирно уживается с "Корсаром" и "Жизелью". "Милосердие" Кристофера Уилдона и "В комнате наверху" Твайлы Тарп номинированы на "Золотую маску". Уилдон после Москвы собирался создать собственный театр, а танцевальный экстрим Твайлы Тарп до сих пор вызывает дрожь у танцовщиков.

"Пробуждение Флоры" в Мариинке претендует сразу на три "Золотых маски". Сергей Вихарев, работавший с архивами и восстановивший забытый балет Петипа, выдвинут в номинации "Лучший хореограф". Сам балет представлен в категории "Лучший спектакль", а восходящая прима Мариинки Екатерина Осмолкина – в номинации "Лучшая балерина". "До этой постановки я не знала, что существует такой балет", – признается Осмолкина.

По размаху это настоящий имперский балет. Петипа сделал его к свадьбе дочери императора Александра третьего. На сцене – четыре богини, тридцать шесть вакханок, шесть сатиров – в общей сложности более ста тридцати танцовщиков. Премьер Мариинки Андриан Фадеев сожалеет лишь о том, что Петипа больше ставил на балерин. "В период Петипа танцовщики поддерживали балерину, но здесь есть несколько моментов приятных, когда танцуешь", – говорит Фадеев.

Советские историки балета называли "Пробуждение Флоры" пустячком. Считали, что 76-летний Петипа выдохся, использовал в постановке комбинации из старых спектаклей. Труппа Мариинского театра одна из немногих в мире, которая может позволить иметь такой "пустячок" в своем репертуаре. "Это праздник настоящий праздник. И немногие труппы могут себе это позволить", – убежден художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра Махар Вазиев.

Малые формы уравнивают шансы провинции и двух столиц. Если невозможно спрятаться за многоярусными декорациями и костюмами, качество спектакля определят только талант танцовщиков и хореографа.

Все материалы о "Золотой маске">>>