26.02.2008 | 12:54

Ахматова, Гумилев и Модильяни – история взаимоотношений

Режиссер Ирина Квирикадзе заканчивает работу над фильмом "Татарская княжна". В центре повествования – история взаимоотношений Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Амедео Модильяни. Это был один из самых загадочных любовных треугольников Серебряного века. Воссоздавая на экране реальные события, автор не скрывает, что многие события в картине– плод ее собственных догадок. Рассказывают "Новости культуры".

Детективная история с продолжением. Известно, что, находясь в свадебном путешествии в Париже, Анна Ахматова позировала для Модильяни. Известно, что шестнадцать пикантных рисунков были уничтожены. Известно, что остался всего один. "А если представить, что их больше" – так подумала сценарист и режиссер Ирина Квирикадзе. Опираясь на реальные факты, она сняла романтический детектив. "Реальна сама ситуация – то, что Ахматова была второй раз в Париже; и реально то, что на самом деле она была знакома с Модильяни, и он ее рисовал, и рисовал обнаженной", – рассказывает Ирина Квирикадзе.

Рисунки стали поводом для шантажа, с которым сталкивается Ахматова во время своего второго визита в Париж. Ей приходится вспоминать, что же случилось с ней пятьдесят лет назад. "Ирина говорит: "Выдуманный". Он не выдуманный, это творческое переосмысление. Это все могло быть, это вполне в духе персонажей. Это запросто могло быть их историей. Тут поймано их настроение: была в них какая-то легкость – как они проживали", – рассказывает исполнительница главной роли Дана Агишева. Она сыграла Анну Ахматову в молодости – сентиментальную девушку при уважаемом муже, который не верит в ее поэтический дар и будто бы из жалости советует: "Займись-ка лучше танцами…". Роль Николая Гумилева в фильме исполнил Йоханн Ботт – французский режиссер, работающий в Петербурге. "У него лицо – как из Серебряного века", – характеризует его Дана. Страстного поклонника юной Ахматовой Амедео Модильяни сыграл Дмитрий Ермилов.

Главной звездой проекта, безусловно, стала немецкая актриса Ханна Шигулла – муза режиссера Вернера Райнера Фасбиндера. Она исполнила роль Ахматовой в преклонном возрасте. Внешнее сходство с поэтессой при выборе актрис было далеко не главным критерием, объясняет режиссер. "Что-то есть в глазах, и какая-то аура есть. Причем у нас нет портретного сходства. Можно даже сказать, что Дана более похожа на Ахматову, чем Ханна. Но мы за этим не гнались. У нас Ахматова без горбинки", – рассказывает Квирикадзе.

Удивительно, но именно Ханна стала душой всей съемочной компании. "Она какая-то очень добрая. Всех конфетами угощала, когда холодно было; всем водки наливала, и к каждому сердцу нашла ключ. И когда она уезжала, все стояли вокруг и говорили: "Спасибо, спасибо, спасибо"", – вспоминает Дана Агишева. Почти домашняя атмосфера царит и в процессе монтажа картины. "Привыкла, чтобы все было коротенько", – поясняет Ирина Квирикадзе. Долгое время режиссер работала на киностудии "Грузия-фильм". В последние годы она занималась в основном документалистикой и телевизионными проектами. "Татарская княжна" станет ее первой полнометражной картиной за десять лет.