27.02.2008 | 12:29

Секреты мастерства Олега Лукичева

Самый верный показатель мастерства кинооператора – его востребованность. Олег Лукичев не жалуется на нехватку работы. Он снял такие ленты как "Марс" Анны Меликян, "Лучшее время года" Светланы Проскуриной, дважды работал с Алексеем Германом-младшим – в фильмах "Гарпастум" и "Последний поезд". Рассказывают "Новости культуры".

Олег Лукичев уверен: то, что он делает, совсем не похоже на работу. Это, скорее, образ жизни. Сейчас жизнь проходит на съемочной площадке в Суздале с редкими заездами в Москву. Вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым он снимает фильм "Юрьев день". Олег Лукичев заметил Серебренникова, когда был в жюри "Кинотавра". Тогда в конкурсе была представлена картина "Изображая жертву". Спустя несколько лет они стали работать вместе. "Мне повезло. Режиссеры, с которыми я работал, – я был маленьким, крошечным, но соавтором. Когда режиссеры – диктаторы, сложно работать. Тогда может снимать любой оператор. Может, это гордыня, но мне хочется, чтобы звали меня за то, что я могу сделать", – говорит Лукичев.

Главный принцип в работе – подходить к новой картине с чистого листа, изобретая каждый раз свои правила, которые подходят исключительно для этого фильма. Только в одном Лукичев постоянен: он умеет так снять женский портрет, что невозможно глаз отвести. "Мне очень нравится снимать женские портреты – это правда. Нет, мужчин, я тоже снимаю, но женщины такие сложные, многогранные натуры, что ты моментально подключаешься и пытаешься ее увидеть с новой, неожиданной стороны. И неважно, какого возраста эта женщина. В принципе, женщины интересны в любом возрасте", – убежден оператор.

Во ВГИК Олег Лукичев поступил со второго захода. Сначала, не прошел к Лебешеву, зато потом попал на курс к Княжинскому. До ВГИКа он успел отслужить в армии и сменить несколько профессий – от продавца ковров и работника овощной базы до осветителя. Шутит, что сейчас мог быть успешным бизнесменом, ведь оператором стал совершенно случайно. "Это случайно, правда. Я не кокетничаю. Я никогда в жизни не держал фотоаппарат. Я хотел стать артистом. Я был в театральной студии, играл Павку Корчагина. Я пришел в театральный институт, сдал половину экзаменов и понял, что это не моя профессия. Что я буду там делать? И я оттуда убежал", – рассказывает Лукичев.

Его первой работой стала дебютная короткометражка Александра Велединского "Ты да я, да мы с тобой", которая сразу попала на Каннский фестиваль – в программу "Особый взгляд". Правда, перед этим Лукичева успели выгнать из ВГИКа. "Я три года не ходил во ВГИК, я играл в футбол. Я снял этюд и не делал ничего. Я не знал, кем быть – фотографом, оператором. И я играл в футбол, приходил только на мастерство. И оказалось, что меня выгнали с четвертого курса. За мастерство документалиста", – признается он.

Фильм "Гарпастум" Алексея Германа-младшего собрал целый букет операторских наград. Лукичев создал в этом фильме удивительную атмосферу спрессованного времени, окутанного влажным, низким туманом. "Я в одном честен – что я отдаю себя работе полностью. Я не хочу халтурить, и нет тогда смысла заниматься этой профессией", – заверяет оператор. Это такой образ жизни.