15.05.2012 | 19:33

Чудовища Ганса Руди Гигера на выставке в Московском планетарии

Можно ли быть на дружеской ноге с космическими пришельцами и при этом читать в «коллективном бессознательном» землян, как в открытой книге? Да, если тебя зовут Ганс Руди Гигер. Первая в России ретроспектива одного из самых радикальных и самых влиятельных представителей «фантастического реализма» в современном искусстве открывается в Московском планетарии. Статус площадки соответствует размеру вклада, который фантазии художника внесли в развитие кинематографа, компьютерной графики и, собственно, всей современной массовой культуры. В том, что не все чудовища рождены сном разума, убедились и «Новости культуры».  

В тоннеле, который раньше служил въездом на подземную парковку Планетария, теперь обосновалась новая галерея. Презентация чудовищной выставки Гигера. Чудовищной без кавычек. На рисунках – герои фильмов ужасов, главный из которых – «Чужой» Ридли Скотта. Этот фильм принес Гигеру «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. После премьеры «Чужого» в 1980 году началась его большая кинематографическая карьера.

«Когда Ридли Скотт начал снимать свой фильм, он случайно увидел книгу Гигера "Некрономикум", где были вот эти образы, и сразу понял, что это именно тот человек, который нужен для создания фильма. В итоге Гигер придумал и образ Чужого, и корабль, и экстерриториальный космический пейзаж», – говорит куратор выставки Марко Витциг (Швейцария).

Кроме «Чужого» Гигер оформил еще несколько голливудских ужастиков, в том числе «Полтергейст 2» и «Особь». Он работает в технике шелкографии и аэрографии. Что касается стиля, то сам художник называет это «фантастическим реализмом». Его первые рисунки под общим названием «Атомные дети» публиковались в подпольных журналах. В 1969 году проходит его первая персональная выставка. Уже тогда многие обратили внимание на то, что Гигер как никто умеет смаковать инфернальный ужас. Его творчество часто называют искусством от лукавого. Любой режиссер, который захочет снимать фильм про «Апокалипсис», не найдет более подходящей кандидатуры, чем Гигер.

«Однажды, когда он вез свои работы с выставки, на таможне решили, что это фотографии – настолько они были реалистичны. И он должен был доказывать, что это живопись. Он спросил: "Что я, по-вашему, в аду фотографировал все это?"» – продолжает Марко Витциг.

Сам художник никогда не скрывал своей приверженности темной стороне жизни. Он предпочитает селиться в проклятых домах, которые все остальные обходят стороной, хранит дома предметы языческих культов.

«Вдохновением для него послужил Сальвадор Дали, сюрреализм. Другое дело, что современный мир полон ужасов, катастроф, поэтому можно сказать, что его искусство – это более темная сторона Дали», – добавляет куратор выставки. 

Монструозное искусство Гигера пользуется популярностью в Голливуде. Впрочем, в особом кругу. Его работы есть в коллекции режиссера Тима Бертона. В Швейцарии функционирует целый музей Гигера, который он создал сам, выкупив старинный средневековый замок и наполнив его своими произведениями. Байкеры любят делать себе татуировки по мотивам рисунков Гигера. Организаторы выставки также постарались соблюсти эстетику трэш-фильмов.

В этом пространстве холодно, темно и страшно, как в советском аттракционе «Комната страха». Внизу, где представлено творчество Гигера, абсолютная безысходность. Впрочем, как из любой «Комнаты страха», из этого выставочного зала выход все-таки есть. Наверху.