27.02.2008 | 15:30

Роман Берченко об опере "Майская ночь"

Об опере "Майская ночь" в студии "Новостей культуры" рассказывает музыкальный критик Роман Берченко.

- В репертуаре музыкальных театров 20-х – 40-х годов прошлого века "Майская ночь" была частой гостьей. Затем ее стали ставить гораздо реже. Как Вы думаете, почему сказочный сюжет стал востребованным в наш прагматичный век?
- Я думаю, что в Вашем вопросе почти заключается ответ: потому что век прагматичный, поэтому и хочется сказочных сюжетов. Но вообще, если говорить серьезно, то классические произведения обладают одним свойством: они возникают в репертуаре и уходят из него практически помимо воли постановщиков. Мне кажется, "Майская ночь" из таких сочинений, которые сами по себе знают, когда возникать в репертуаре, а когда уходить. Это признак очень крупного, серьезного, масштабного сочинения.

- Насколько, на Ваш взгляд, этот материал благодатен для постановки? Что следует, а что не следует ожидать от режиссера постановки?
- Материал очень благодатный. Там есть шикарные сольные партии, замечательные хоры, постановочные решения массовые, фантастическая сцена с русалками, мистика. Что касается режиссера, то Александр Титель известен как один из самых верных приверженцев русской классики. Поэтому, я думаю, не следует ожидать авангардистских вывертов, а следует ожидать очень интересного и свежего прочтения оперы Римского-Корсакова.

- "Майская ночь" - это лишь одна из премьер, которые состоятся на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на этой неделе. Далее будут еще две премьеры. Вас не удивляет такая "скорострельность"?
- Она меня, скорее, радует. Потому что разговоры о смерти оперы, которые ведутся почти со дня ее возникновения, оказываются, как обычно, мифом. Если говорить более конкретно, то мне кажется, что это нормально, поскольку эти сочинения сделаны разными творческими группами – внутри театра есть разные режиссеры, разные дирижеры, немного пересекаются солисты, и это очень разная фактура. Оперы, которые будут представлены на этой неделе, - камерные. Они будут идти в Малом зале. Идет нормальная борьба за зрителя. Оперные театры хотят, чтобы к ним ходили зрители, а зрители на это отвечают, "голосуя ногами" - то есть, приходя в оперу. Поэтому замечательно, что театр так интенсивно живет. Это единственный способ сегодня нормальной и плодотворной жизни коллектива – когда есть много работы. Артисты, когда встречаются, спрашивают друг у друга: "У тебя работы много?" - "Да" - "Замечательно!".

Читайте также:
Гоголевский сюжет под музыку Римского-Корсакова

Премьеры в Театре имени Станиславского