15.05.2012 | 19:41

Завершена реставрация ажурной решетки Шереметевского дворца

Тончайший образец искусства чугунного литья – ограда перед Шереметевским дворцом на набережной Фонтанки. После тщательной реставрации это ажурное произведение вновь заняло свое историческое место. Ограда была изготовлена по проекту архитектора Иеронима Корсини. Место это памятное: во флигеле за дворцом жила Анна Ахматова, которая увековечила в своих стихах второе название Шереметевского дворца – Фонтанный дом. И вот теперь обновленная чугунная ограда снова украшает великолепный петербургский дворец. Рассказывают «Новости культуры».  

Шереметевский дворец в этом году отмечает трехсотлетие. Но ажурная решетка перед родовым гнездом знаменитых петербуржцев всегда имела собственную судьбу. Она появилась через 125 лет после того, как усадьба была построена, и это стало знаковым событием в жизни молодого Петербурга. 

«Торжественное открытие в 1837 году, об этом много писали в петербургской прессе. Было много восторгов по поводу стилизации», – говорит главный специалист управления экспертиз, реставрационных программ и систематизации информации КГИОП Борис Матвеев.

Художественная газета в ноябре 1837 года написала: «На днях публика увидит великолепную, достойную и знаменитости рода владельцев сего дома, и славы творца его чугунную решетку на гранитном цоколе, украшенную золоченою бронзою и гербом рода. Рисунок поразил наше внимание, а исполнение еще более».

Многолюдная пресс-конференция в 2012 году как продолжение традиций. Участники проекта рассказывают, как пересчитывали смету в кризис, как тяжело – в буквальном смысле – далось решение везти ограду в мастерские. Один только гранитный цоколь весит почти восемь тонн.

«Сначала предлагали только аварийные элементы, но специалисты подсказали – нужно полностью, с полным демонтажем всех элементов», – рассказывает сотрудник КГИОП, главный специалист отдела Центрального района Галина Недашковская.

И вот, детали разложены по столам, каждый экземпляр пронумерован. Тогда-то и выяснили: в главном украшении ограды – в гербе графа Шереметева – есть ошибка. В 2005 году его уже реставрировали и перепутали местами геральдические элементы. Латунный позолоченный щит над воротами – это уже точная историческая копия.

Наталья Метелица – директор Государственного музея театрального и музыкального искусства, фактическая хозяйка Шереметевского дворца – показывает фотографии, которые сыграли решающую роль в судьбе ограды. Реставрацию ведь задумали еще 10 лет назад, были тогда и смета, и проект. Не было денег. В итоге решетку увезли на реставрацию в предаварийном состоянии.

«Звенья были выломаны, рассыпались, их подвязывали, как могли, женские обитательницы этого дворца, и наконец терпение лопнуло», – поясняет Наталья Метелица.

Теперь, говорит она, разрушительной силы времени можно пока не бояться. Но есть другие опасения. Еще до реставрации с ограды кто-то унес бронзовую вазу. Ее нашли, вандалов тоже. Вот уже несколько месяцев за Шереметевским дворцом круглосуточно наблюдают видеокамеры.